Биогаз коллективного пользования

Есть один показательный факт, связанный с проблемой утилизации твердых бытовых отходов: мусор, которых собирается в сельских и малоэтажных поселениях, содержит очень низкий процент органики. В основном он состоит из не разлагаемых фракций, а потому в меньшей степени подвержен возгоранию на полигонах. Такой мусор удобно везти на сортировочные предприятия и отправлять на повторное использование. О чем это говорит? О том, что селяне, проживающие на собственных участках, используют органику по ее прямому назначению – что-то скармливают домашним животным, а всё остальное превращают в компост. То есть органика для них (кухонные отходы и растительные остатки) является не столько мусором, сколько СЫРЬЕМ. Отсюда следует, что в отличие от горожан, жители сел обладают более высокой экологической сознательностью.

Мы уже не первый раз обращаемся к этой теме. Сегодня – в свете официально провозглашенного курса на построение «зеленой» экономики – указанное обстоятельство дает нам богатую пищу для размышлений. Ведь как ни крути, получается, что жители села оставляют более низкий углеродный след, нежели жители города. И если достижение нулевого углеродного баланса считается теперь приоритетной государственной задачей, нам необходимы наглядные примеры организации жизни по-новому. Совершенно ясно, что девелоперы должны теперь принять «на вооружение» новые экологические стандарты, касающиеся снижения выбросов. Разумеется, мы не сможем в одночасье круто поменять формы проживания в больших городах, да и вообще – радикально изменить городскую среду. Тем не менее, наглядных результатов вполне можно добиться в небольших поселениях. В принципе, они способны стать некими маяками на нашем пути к светлому «зеленому» будущему.  Поэтому «экологизация» быта жителей России должна начаться как раз с малоэтажки.

Как утверждает сотрудник Института теплофизики СО РАН, руководитель проекта «Экодом» Игорь Огородников, нынешнее малоэтажное домостроение в нашей стране имеет огромный потенциал снижения углеродной эмиссии. Поскольку долгое время у нас совершенно не уделяли внимания экологическим аспектам организации малоэтажных поселений, здесь накопилась масса нерешенных проблем. Образно говоря, нам есть куда стремиться

Возьмем хотя бы проблему повышения энергоэффективности индивидуальных домов. Как мы знаем, теплоснабжение в таких домах почти полностью решается за счет сжигания ископаемого топлива. Причем, во многих регионах Сибири главную роль в отоплении жилья до сих пор играет каменный уголь, относящийся теперь к «грязным» источником энергии. По мнению Игоря Огородникова, с помощью эффективной теплоизоляции и технически несложных систем аккумуляции солнечного тепла энергоэффективность индивидуальных домов вполне можно поднять до уровня «А++» и выше. В итоге мы получим почти восьмикратную экономию топлива. А значит, примерно настолько же мы сократим выбросы углекислого газа через «трубу».

Чтобы было понятно, в настоящее время группа ученых и проектировщиков из Новосибирска (связанных с «Экодомом») участвуют в правительственном конкурсе, посвященном малоэтажному домостроению. По итогам конкурса будет отобрано порядка 40 проектов, которые могут получить государственное финансирование. Новосибирские специалисты надеются продемонстрировать современное видение индивидуального жилья, соответствующее стратегии технологического перехода к низкоуглеродной экономике. Кстати, заметим, что еще в 2014 году данная концепция была представлена в новосибирском Академгородке жилищному кооперативу «Сигма», когда решался вопрос о строительстве малоэтажного поселения для молодых сотрудников СО РАН. Тогда эту концепцию (будем говорить прямо) мало кто воспринял всерьез. Поэтому будущие домовладельцы решили осваивать территорию проторенным путем, в духе укоренившегося индустриального уклада. Возможно теперь, после официального провозглашения «зеленого» курса, к таким вещам будут относиться более серьезно. Особенно если речь идет об Академгородке, призванном наглядно демонстрировать инновации, актуальные в мировом масштабе.

Самое главное: повышение энергоэффективности домов – лишь одна из задач, которую необходимо решить на пути снижения углеродного следа. В каком-то смысле это не самая принципиальная и не самая сложная задача (хотя и очень важная). Способы повышения теплозащиты зданий и монтаж энергосберегающего оборудования имеют, так сказать, тактическое значение. Всё это не так уж сложно рассчитать и внедрить. Куда важнее решить вопрос с утилизацией отходов жизнедеятельности. Здесь мы напрямую сталкиваемся с проблемой организации жизни по-новому на уровне всего поселения. А это уже – задача стратегическая, поскольку ее решение идет рука об руку с формированием новой реальности. Мало того, успешное решение этой задачи радикально меняет наше отношение к жизни. Говоря конкретно, мы перестаем воспринимать органические отходы как неизбежное зло. Отходы начинают приносить нам пользу, причем, весьма ощутимую.

То, о чем мы сейчас говорим, не является фантастической выдумкой. В настоящее время организация такого процесса в отдельно взятом поселке вполне осуществима технически. Так, в нашей стране и конкретно – в Новосибирской области, - уже вовсю освоены технологии газификации органических отходов. Есть и соответствующие производственные площадки, и специалисты, готовые по вашему заказу организовать весь технологический процесс.

Как разъяснил нам этот вопрос Генеральный директор ООО «СибБиоГаз» Артем Поршнев, в масштабе отдельно взятого коттеджного поселка можно достаточно эффективно перерабатывать органический мусор, используя для этих целей биогазовые установки. Все вопросы по управлению процессом утилизации в состоянии взять на себя Управляющая компания. Иными словами, вместо того, чтобы вывозить органический мусор с территории поселка, лучше прямо на месте превращать его в топливо (биогаз) и в экологически чистое удобрение. То есть жители поселка сдают органику своей же Управляющей компании, которая получает из нее указанные продукты. Возможно, уточняет Артем Поршнев, биогаза будет недостаточно для обогрева домов, однако его можно с успехом использовать для работы снегоуборочной и иной техники. Какая-никакая, но все же экономия ресурсов. Кроме того, рядом с биогазовой станцией целесообразно построить теплицу для круглогодичного выращивания овощей. Тогда в дело пойдут и удобрения. В этом случае жители поселка в качестве дополнительного бонуса получат экологически чистую овощную продукцию.  Если немного пофантазировать, то можно предусмотреть для потребителей овощей некую систему бонусных баллов – в зависимости от того, сколько органики каждый из них лично принес на биогазовую станцию.

Еще один немаловажный момент: таким путем осуществляется предварительная сортировка общей массы твердых бытовых отходов.  После «изъятия» органики ее уже будет как минимум на 30% меньше. Соответственно, уменьшатся и расходы на вывоз мусора. Да и забирать его будут с куда большей охотой, учитывая, что он не гниет и не издает неприятного запаха. 

Таким образом, выгоды и преимущества такого обращения с органическими отходами совершенно очевидны. Еще раз напомню, что мы приводим здесь совсем не умозрительную схему – такой проект уже вполне можно воплотить «в материале». Кстати, в Краснообске с недавних пор уже существует такая площадка, куда свозят на биологическую переработку пищевые отходы, где они превращаются в биогаз и удобрения. Спрашивается, почему бы не распространить этот опыт на другие поселения нашего региона?

Как мы понимаем, значимость подобных прецедентов не только в том, что они помогают снизить эмиссию парниковых газов. Реализуя упомянутый способ утилизации органических отходов, мы во всех отношениях повышаем качество жизни. Причем, это не ограничивается одной лишь экономией ресурсов. Главное, таким путем мы избавляемся от самой злободневной проблемы современных поселений – дымящихся и смердящих мусорных полигонов. Сегодня мусорная проблема вырастает перед нами в полный рост, и у руководителей на местах до сих пор не выработано внятных подходов к ее решению. Поэтому нам ничего не остается, как надеяться на то, что выбранный руководством страны «зеленый» курс задаст правильный вектор для решения этой проблемы.

Николай Нестеров