Атомная альтернатива

Выступая на прошедшей «Энергетической неделе», Владимир Путин говорил не только о развитии нефтегазовой отрасли. Он не обошел стороной и наши достижения в области атомной энергетики. По его словам, доля «мирного атома» в общем энергобалансе страны уже приблизилась к 20 процентам. И эта доля уверенно растет. Так, в прошлом году у нас был установлен рекорд выработки энергии на АЭС, что произошло далеко не случайно, учитывая лидирующие позиции нашей страны в данной области.

Как сказал Владимир Путин, российская инженерная школа, связанная с развитием ядерных технологий, практически не имеет конкурентов на мировом уровне. В настоящее время компания «Росатом» активно осваивает зарубежные рынки. Прямо сейчас идет параллельное строительство двадцати двух энергоблоков в разных странах, что охватывает примерно 80% мирового энергетического рынка! Например, Россия возводит крупную АЭС в Турции, выполняя весь цикл работ – от проектирования до утилизации отработанного ядерного топлива. Недавно запущена новая АЭС в Бангладеш. С опережением графика возводится четвертый энергоблок в Египте. «Это наш флагманский проект на Африканском континенте», - отметил Владимир Путин. Причем, в Египте нашими специалистами фактически создается целая отрасль энергетики.

Особое значение имеют новые направления в атомной генерации, подчеркнул Президент. В первую очередь это касается атомных электростанций малой мощности. Они уже строятся в России – как в наземном, так и в плавучем исполнении. Первая плавучая АЭС данного типа – «Академик Ломоносов» - с 2020 года эксплуатируется на Чукотке (о чем мы писали). По словам Владимира Путина, в ближайшее время здесь будет развернуто еще четыре аналогичных энергоблока. Наконец, в Якутии строится ПЕРВАЯ В МИРЕ АЭС малой мощности.

Не так давно атомным электростанциям малой мощности была посвящена отдельная панельная сессия на Международном технологическом форуме «Технопром-2023». Мы подробно освящали деятельность данного мероприятия, особо выделив именно эту тему ввиду ее актуальности на текущем этапе. Отметим, что компания «Росатом» предлагает уже целую линейку решений АЭС малой мощности – как для России, так и для зарубежных стран. Некоторые из них находятся на стадии НИОКР, но есть и проработанные проекты на базе реакторной установки РИТМ-200. АЭС малой мощности на такой базе определяются стратегией развития компании «Росатом» в качестве базового решения в сегменте от 55 МВт. Сейчас уже создаются перспективные варианты реакторных установок, являющихся продолжением линейки РУ РИТМ.

Как подчеркивают сами специалисты «Росатома», проекты реакторных установок типа РИТМ обеспечивают высокие технико-экономические показатели, при этом их безопасность принципиально обоснована и подтверждена многолетней успешной эксплуатацией судовых реакторных установок предыдущих поколений. На базе опыта создания упомянутого выше плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» разработан ряд аналогичных проектов нового поколения с реакторными установками для самых разных площадок размещения. Причем, наличие опыта проектирования, изготовления и эксплуатации реакторных установок типа РИТМ позволяет осуществлять строительство энергоблоков в сжатые сроки. Всё это определяет конкурентоспособность отечественных технических решений в области АЭС малой мощности.

Мы специально заострили внимание на этих аспектах, чтобы показать возможности российских атомщиков развивать данное перспективное направление, важность которого, как видим, осознается и на уровне высшего руководства страны. Сказанное опровергает заявления некоторых западных аналитиков, утверждающих, будто в «Росатоме» не уделяют серьезного внимания АЭС малой мощности, нацеливаясь на проекты крупных атомных электростанций. Как мы понимаем, российские специалисты развивают параллельно оба направления, не бросаясь из крайности в крайность. В частности, у нас прекрасно осознают значение малых реакторных установок для развития отдаленных территорий страны. И на данном этапе, насколько мы можем судить, развитие таких территорий будет идти параллельно с развитием АЭС малой мощности.

В то же время мы можем наблюдать, как резко возрос интерес к таким технологиям в зарубежных странах. Так, правительство Великобритания, где еще три-четыре года назад разгоняли тему строительства огромных офшорных ветропарков, резко переключило внимание на атомную энергетику. Теперь в приоритете – малые реакторные установки, с которыми теперь прочно ассоциируется атомная энергетика нового поколения. Британское правительство уже прямо говорит о «возрождении» атомной энергетики и о необходимости лидерства в области передовых ядерных технологий. Разумеется, всё это по-прежнему упаковывается в контекст климатической повестки. То есть борьбу с углеродными выбросами британцы намерены осуществлять не только посредством перехода на ветер и солнце, но еще и на мирный атом. И похоже на то, что мирному атому будет теперь уделяться повышенное внимание. В отличие от Германии, британское руководство в этом вопросе не столь щепетильно и ведет себя вполне прагматично. Причем, кроме АЭС малой мощности, правительство намерено инвестировать и в крупномасштабные атомные проекты. Если верить официальным заявлениям, расширение новых атомных электростанций будет осуществляться в беспрецедентных масштабах и темпах.

Заметим, что планы, озвученные правительством Великобритании, находятся пока что на бумаге. Окончательные инвестиционные решения ожидаются только в 2029 году, а ввод в эксплуатацию первых объектов начнется не ранее середины 2030-х годов. Нетрудно понять, что Россия явно опережает британцев (наших главных сегодняшних критиков и недоброжелателей). При этом учтем контекст, в котором вынашиваются планы по развитию атомной энергетики. Британское правительство рассматривает возрождение атомной энергетики в рамках борьбы с глобальным потеплением, а также в рамках борьбы за энергетическую независимость (где главной угрозой, как всегда, официально объявлен… Владимир Путин!). Помимо этого, британцы не отказываются от планов по созданию так называемой водородной энергетики – в противовес энергетике углеводородной. Учитывая, что здесь основную роль должен играть «зеленый» водород, получаемый методом электролиза, не приходится сомневаться в том, что новые АЭС рассматриваются как важное подспорье для масштабного развития водородной тематики.

Что касается России, то здесь развитие новых ядерных технологий (в частности, реакторов малой мощности) рассматривается в контексте общего экономического развития страны, включая и освоение труднодоступных территории. То есть наш подход к атомной тематике лишен идеологического подтекста, напрямую не связанного с развитием энергетики как таковой. То есть мы являемся здесь прагматиками в большей степени, чем те же британцы и даже американцы, поуженные с головой в климатическую повестку.

Именно по этой причине Россия является признанным лидером в области ядерных технологий, включая и такое направление, как малые реакторные установки. Это лидерство открыто признают в развитых западных странах, видя в том большое для себя неудобство. Как откровенно признались год назад в одной публикации REUTERS: американские компании, разрабатывающие новое поколения малых атомных электростанций, столкнулись с одной проблемой – топливо для них производится исключительно в России. По этой причине правительство США в спешном порядке (!) направляет свои запасы оружейного урана в атомную отрасль, чтобы дать толчок развитию отрасли. Обратим внимание: решение принимается в авральном режиме, и это само по себе весьма красноречиво отражает ситуацию на рынке ядерных технологий.

Разумеется, в условиях геополитического противостояния России и коллективного Запада говорить о продуктивном сотрудничестве по мирной ядерной тематике не приходится. Однако, как мы показали в самом начале, наша страна активно работает по этому направлению со странами Глобального Юга. И похоже на то, что Россия сыграет серьезную роль в развороте к атомной энергетике со стороны приличного количества стран с развивающейся экономикой. Так, поступают сообщения о том, что «Росатом» уже готов поставлять в африканские страны всю линейку атомных реакторов – от крупных энергоблоков мощностью 1200 МВт, до небольших модульных реакторов мощностью 50 – 100 Мвт.

Примечательно, что растущая активность «Росатома» трактуется западными аналитиками как проявление российской экспансии с целью установления-де полного контроля над атомной энергетикой развивающихся стран. Однако какие бы ярлыки ни навешивали на Россию ее недоброжелатели (открыто проигрывающие конкуренцию с «Росатомом») очевидно одно: в условиях «атомного ренессанса» наша страна способна сыграть главную роль. А значит, способна внести существенную корректировку вектора глобального энергоперехода, посодействовав бурному развитию еще одного «зеленого» направления в лице мирного атома.

Андрей Колосов