Итак, продолжаем рассматривать список наиболее перспективных технологий, представленный в свежем отчёте Всемирного Экономического Форума. В прошлой части речь шла преимущественно о биологических и медицинских новинках, что не удивительно – по некоторым данным именно на эти направления приходится чуть ли не половина мирового финансирования научных исследований. Но вот в верхней части рейтинга явно лидируют информационные технологии – пожалуй, самая бурно развивающаяся составляющая современного научно-технического прогресса.
Пятое место в рейтинге отдано метавселенным. Если говорить простыми словами, то метавселенная — новое поколение интернет-платформ. Это полноценные миры, в которых пользователи могут находиться. Работать, отдыхать, приобретать новые навыки. Каждый мир индивидуальный, имеет свои функции и особенности.
И логично, что этим мирам находят все новые и новые применения. Например, в сфере восстановления психического здоровья человечества, которое изрядно потрепала недавняя пандемия (а оно и до того не отличалось впечатляющими показателями). Так вот решать проблемы психики врачи хотят как раз с помощью специальных метавселенных. Виртуальные пространства будут поставлены на борьбу с социальным отчуждением и одиночеством. Нас ждут Майнкрафт для анонимных алкоголиков, шутеры для социопатов и пошаговые стратегии для преодоления фобий.
Кроме того, в перспективе такие метавселенные можно совмещать с терапевтическими нейротехнологиями, такими как прямая мозговая стимуляция для лечения трудноизлечимой депрессии.
Четвертое место занимает технология освоения искусственных вирусов (фагов), которые помогут бороться со многими заболеваниями за счёт программирования фагов на уничтожение клеток вредных бактерий.
Проблема устойчивых к существующим лекарствам возбудителей заболеваний известна относительно давно. Вредоносная бактерия, которой нипочем антибиотики, из кошмара инфекциониста увы стала реальностью, а там рукой подать до новых пандемий, на фоне которых пресловутый коронавирус может показаться «легкой разминкой». Ученые также не первый год ищут новые «средства поражения» таких патогенов – так называемые бактериофаги. Эти препараты уже продаются в аптеках, хотя стоят недешево.
Но развитие технологий (в том числе генной инженерии) естественным образом поставило вопрос: не проще ли, вместо напряженных поисков бактериофага в природе, сделать его самим, снабдив всеми необходимыми характеристиками.
Известно, что число микроорганизмов, проживающих в теле человека, сопоставимо с числом его клеток, а их совокупная масса ДНК больше, чем у носителя (что породило шутку о том, что еще неизвестно, кто мы с точки зрения генетики, люди или сообщество микробов на некоей «платформе»). Это сообщество называют микробиомом и оно играет важную роль в регуляции нашего здоровья. А может выполнять эту функцию еще лучше, если дополнить естественный микробиом новыми «обитателями» - созданными биоинженерами вирусами-фагами, которые будут реагировать только на определенные (вредные для здоровья) виды бактерий. Такая резервная система иммунитета, и первые разработки в этом направлении уже продемонстрированы. Известно, что некоторые штаммы E. Coli связаны с развитием гемолитико-уремического синдрома (ГУС) – редкой, но серьезной патологии, которая влияет на почки и функции свертывания крови. Был создан фаг, фага, заражающий E. Coli и кодирующий генетические «ножницы», которыми можно рубить гены кишечной палочки, которые приводят к ГУС. После первых успешных экспериментов в прошлом году орфанный препарат, содержащий необходимые фаги был передан на клинические испытания в США.
Современный технологический прогресс и экономическая рентабельность тесно связаны с трендами на низкоуглеродную экономику и не удивительно, что новое авиационное топливо с нулевым углеродным следом удостоилось сразу третьего места в рейтинге.
Авторы отчета напоминают, что с одной стороны на авиацию приходится около 3 % от общего объема выбросов СО2 в атмосферу и в отличие от наземных видов транспорта, перспективных моделей электросамолетов пока на рынке нет. А значит, самый логичный путь решения задачи – использование нового типа биотоплива, его еще называют экологичное авиационное топливо (SAF).
Сегодня SAF используется в менее 1% мировых авиаперевозок, но потребность в этом топливе должна увеличиться до 13-15% к 2040 году, чтобы вывести авиационную промышленность «нулевой уровень» выбросов еще через десятилетие. Такой рост потребует создания 300-400 новых заводов по производству SAF; и авиакомпании вместе с производителями топлива активно работают над тем, чтобы обеспечить этот уровень масштабирования.
Второе место в списке занимает генеративный искусственный интеллект, более известный в обществе как нейросети, те самые системы, которые сегодня генерируют (отсюда и название) огромную массу видео, фото, аудио и другого контента.
Пока это в основном развлечение для пользователей социальных сетей (и одновременно, отработка алгоритмов для использования уже в коммерческих целях). Впрочем, уже сегодня понятно, что эти технологии могут серьезно повлиять на ряд секторов рынка труда: виртуальные секретари, копирайтеры, модераторы, иллюстраторы не только работают не хуже человека, но и обходятся при этом намного дешевле.
Но эксперты отмечают, что сферы возможного применения таких систем намного шире, они могут применяться в фармакологии, строительстве, инженерии и много где еще. Технологии генеративного ИИ могут влиять на пищевую промышленность и дизайн предметов быта, от мебели до бытовой техники. В научных исследованиях генеративные модели могут повысить их эффективность за счет улучшения экспериментального дизайна, определение взаимосвязей между элементами данных и создание новых теорий.
В общем, недалек тот день, когда слова старой песенки «вкалывают роботы» станут полноценной реальностью, но вот что будет делать в этом мире человек – вопрос, как говорится, пока открытый.
Ну и наконец – лидер рейтинга, которым (неожиданно для многих) стали гибкие аккумуляторы. Но напомним, критерии отбора – влияние на потребительские рынки и перспективность в ближайшем будущем, после чего оценка данной технологии уже не покажется слегка завышенной. Еще немного статистики: прогнозируемый рост мирового рынка гибких аккумуляторов между 2022-2027 годами составляет 240 миллионов долларов.
Будущий рынок электроники вообще все больше связан с носимыми устройствами, от различных гаджетов до «умной одежды». Еще один фактор, который влияет на развитие технологий в данной области – устойчивый тренд на минитиарюзацию таких устройств. И этому сегменту соответственно нужны гибкие, но при этом надежные элементы питания, легкие, но с высокой емкостью, да еще и безопасные для организма.
Есть запрос – есть и предложение: сегодня на рынке представлено несколько типов таких элементов питания. Они являются перезаряжаемыми и содержат литий-ионный аккумулятор, или цинк-углеродные системы, размещенные на токопроводящих полимерных токосъемниках. Тем не менее, еще есть место для инноваций в этой области, и новые игроки, вероятно, продолжат выходить на рынок по мере развития технологий, резюмируют авторы доклада.
Ну а нам осталось посмотреть, как будут сбываться (или нет) озвученные в документе прогнозы. Тем более, что ждать осталось недолго. Тем же, кто хочет сам принимать участие в новой НТР доклад «подсветил» наиболее перспективные направления и «точки входа» на бурно развивающиеся рынки.
Сергей Исаев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии