Для сибирских дачников, более всего обеспокоенных как раз зимними морозами, проблема британских садоводов может показаться несколько преувеличенной. Ведь теплая зима – в нашем понимании – это именно то, о чем мечтает у нас любой садовод. Однако выясняется, что глобальное потепление способно нанести ущерб садоводству не только летим зноем, но и аномально теплыми зимами. В Европе, судя по всему, с этой проблемой столкнулись всерьез. И здесь есть очень важный научный аспект.
В свое время мы приводили на этот счет мнение сотрудников Центрального Сибирского ботанического сада СО РАН, занимающихся интродукцией пищевых растений. По их словам, приспособить к нашим условиям теплолюбивые виды растений гораздо проще, чем двигаться в обратном направлении. Типичные «северяне», хорошо растущие в условиях тундры, очень плохо себя чувствуют даже в умеренных широтах Западной Сибири. Например, у нас повсеместно выращивают огурцы, перцы и помидоры. В садах уже появляются вишня, слива, абрикос и виноград. Сибирские дачники замахиваются на выращивание дынь и арбузов. А специалисты ЦСБС СО РАН продолжают увеличивать список экзотических (пока еще) «южан», добавив сюда бенинказу, кивано, вигну и момордику.
Но попробуйте вырастить в наших садах такую типично северную ягоду, как морошка, и у вас вряд ли что получится. Как ни странно, но в нашем распоряжении есть масса приемов, позволяющих повысить «энергоэффективность» сада или обеспечить растениям защиту от сильного холода. А вот понизить «градус» или справиться с сильной жарой – задача трудновыполнимая (если она вообще выполнима).
Между тем, плодовые растения умеренных (и даже субтропических) широт нуждаются в периоде покоя, который возможен в только условиях легкого холода, когда все активные процессы прекращаются, и растение как бы впадает в «спячку». От этого сильно зависит последующая урожайность, поскольку период зимнего покоя не дает попусту растрачивать запасы энергии, накопленные за время вегетации. То есть для растения легкий зимний холод физиологически так же важен, как для человека важно ночное время суток, когда организм отдыхает.
В Сибири, например, виноградная лоза прекрасно перезимовывает под толстым слоем снега, где создаются почти оптимальные условия для «спячки». У жителей юга иногда с этим возникают проблемы. Если вдруг в конце зимы температуры резко повышается выше 10 градусов Цельсия, виноград может легко выйти из состояния покоя. Особенно это касается гибридных сортов, созданных на основе холодостойкой амурской лозы. «Амурцы» на юге выращивать вообще очень сложно ввиду того, что они весьма чувствительны к теплу и моментально двигаются в рост во время продолжительной оттепели.
В чем-то схожая ситуация наблюдается сегодня в английских садах, где традиционные сорта яблонь оказались не готовыми к аномально теплым (для Британии) зимам. Такие известные яблоки, как Pippin или Nonpareil, выращивавшиеся в здешних краях чуть ли не с XVI века, теперь вынуждены противостоять новым условиям, вызванным климатическими изменениями. С определенных пор деревьям явно не хватает «холодных» часов, чтобы сохранить запасенную за лето энергию.
В настоящее время специалисты из Королевского ботанического сада Кью (Kew) проводят соответствующее исследование, наблюдая примерно за 40 деревьями. Третья часть из них относится к традиционным сортам, которые издавна выращивались в английских садах в так называемом георгианском стиле. Другая треть – это новые сорта, менее требовательные к количеству «холодных» часов. Оставшаяся часть относится к сортам из теплых стран, включая Южную Африку. Ученым предстоит выяснить, какие из указанных сортов окажутся наиболее продуктивными в изменившихся условиях.
Отметим, что минувший год стал шестым по счету самым теплым годом за всю историю наблюдений. И совсем не исключено, что 2023 год станет в этом плане рекордсменом. Отсюда вытекает актуальность упомянутого исследования. Иными словами, британские растениеводы уже делают поправки на глобальное потепление, считая эту тенденцию долгосрочной (чего пока не скажешь о российских растениеводах).
Как сказано в приведенной публикации, проблему для растений создают не только сильная жара и засуха (а они в последнее время – о чем мы неоднократно писали – бьют в Европе рекорды). Яблоням же становится особенно нелегко из-за того, что по причине аномально теплых зим они теперь лишены привычного для них «холодного» покоя. Идеальными условиями перезимовки для этих сортов являются температуры обычного холодильника – выше точки замерзания воды, но не больше шести градусов Цельсия. Если температуры зимой поднимается выше этой предельной отметки, то растения начинают тратить энергию на дыхание. В итоге истощаются запасы энергии, которые расходуются весной, и как следствие – потери урожая.
По словам специалистам, традиционным английским сортам необходима как минимум тысяча «холодных» часов за зимний период, что составляет примерно полтора месяца полного покоя. В этом отношении их превосходят широко распространенные в мире коммерческие сорта, плодами которых заполнены современные супермаркеты. Например, популярному сорту Гала требуется около 600 «холодных» часов. В настоящее время Гала рассматривается как конкурент старинному Nonpareil, выведенному во Франции аж в 1696 году. Еще один возможный кандидат, изучаемый специалистами, - японский сорт Фуджи. Ему требуется только 400 «холодных» часов. И по этой причине, возможно, он может стать главным претендентом на использование в коммерческих посадках (если, конечно, тенденция к глобальному потеплению сохранится и впредь).
Несмотря на то, что у английских садоводов все-таки есть вполне продуктивные альтернативы, любители старинных сортов не скрывают своего огорчения. Здесь уже вопрос не количества, а качества. Для англичан традиционные сорта обладают очень узнаваемым ароматом и вкусом, чего не скажет о новичках. Скажем, Egremont russet – классический, «чисто английский» сорт викторианской эпохи – имеет очень тонкий ореховый привкус. Упомянутый Nonpareil обладает грушевым привкусом. Как бы ни были популярны яблоки Гала, у них, по словам ценителей традиции, нет сложного цветочного вкуса, характерного для английской «классики». Что касается японского Фуджи, то на вкус он приторно-сладкий, напоминающий яблочный сок из бутылок.
Уже сейчас, отмечается в статье, фермеры начинают выкорчевывать старые деревья, которые не выдерживают климатических изменений. Исследователи надеются, что в состоянии оказать им посильную поддержку, предложив достойную замену. Тем не менее, у нас есть резонные опасения насчет того, что новые климатические условия порождают и новые терруары, а значит, знакомые вкусо-ароматические особенности плодов уходят в прошлое вместе со старыми терруарами. Новое поколение, похоже, будет привыкать к другим вкусам и ароматам.
Кстати, в свое время мы уже писали о том, что во Франции из-за сильной жары также рассматривают вопрос о замене традиционных сортов винограда. Если в Бордо погодные условия становятся как в Провансе, а в Провансе – как в Северной Африке, то это не может не сказаться и на растениях. Удастся ли в этом случае сохранить традиционные «терруарные» характеристики вина, покажет время. Но скорее всего, необходимо готовиться к тому, что всё привычное и здесь уйдет в прошлое. И в этом смысле негативная реакция европейцев на глобальное потепление вполне понятна. Однако вряд ли это может огорчать жителей Сибири, где борьба с холодом актуальна по-прежнему.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии