Почти неопознанный летающий объект


Шаровая молния в фокусе научного внимания
22 октября 2019

Из этого странного феномена не делали никакой тайны даже в стране победившего научного атеизма. Советские школьники, например, могли получить авторитетную информацию о шаровой молнии из учебника «Природоведение» за четвертый класс. Там приводился захватывающий рассказ о том, как в середине XVIII века член Санкт-Петербургской академии наук Георг Рихман погиб во время эксперимента с атмосферным электричеством у себя дома. Во время эксперимента, который происходил во время грозы, из металлической детали прибора вылетел небольшой светящийся шар и приблизился к голове ученого. Столкновение с таинственным объектом оказалась для Рихмана смертельным.

Интересно, что в советской научной периодике феномену шаровой молнии уделяли очень серьезное внимание, о чем свидетельствует солидное количество публикаций на эту тему. Иной раз читатель узнавал об удивительных фактах, похожих на откровенную фантастику. Так, сообщалось о том, будто шаровая молния способна пробивать гранитные стены, пробуравливать в земле глубокие отверстия, переносить по воздуху камни, людей и животных, срывать крыши с домов, опустошать сосуды с водой и даже… звонить в колокола! Попадались и откровенно жуткие истории: якобы шаровая молния забиралась под одежду человека, причиняя ему страшную боль – вплоть до смертельного исхода. Удивительно, что такие описания сильно напоминают рассказы примитивных народов о различных проявлениях потусторонних сил, способных вытворять то же самое с людьми и с различными предметами. Как утверждают этнографы, в сознании дикаря сверхъестественные силы также обнаруживают себя в различных световых образах, действуя при этом совершенно непредсказуемо, не подчиняясь никакой логике.

Как мы понимаем, на таком мистическом фоне все необычные сообщения о шаровой молнии очень легко связать с простонародными байками. По большому счету, у науки был весомый повод от всего этого отмахнуться – как когда-то члены Парижской академии отмахивались от сообщений о метеоритах. Но этого не произошло. Шаровая молния привлекла к себе пристальное внимание со стороны научной общественности еще с XIX века. В 1923 году в Германии вышла даже целая монография, где было представлено более шестисот описаний шаровой молнии. Правда, никаких объяснений, никаких гипотез в книге не приводилось. Но уже к середине прошлого века их накопилось немало.

В этой связи надо отдать должное советским ученым – они подошли к этой загадке природы без всяких предубеждений, пытаясь осмыслить ее с позиций современной физики. Так, в 1955 году в научном сборнике «Доклады Академии наук СССР» академик Петр Капица опубликовал статью, посвященную данному феномену. Статья называлась «О природе шаровой молнии». По мнению ученого, все предыдущие гипотезы являются несостоятельными ввиду того, что они противоречат фундаментальному закону сохранения энергии. Как правило, исследователи исходили из того, что источник энергии находится в самой шаровой молнии, за счет чего она светится. Однако расчеты показывают, что это невозможно. Следовательно, считает Капица, если здесь не задействован какой-то особый, не известный науке вид энергии, то нам придется признать, что шаровая молния получает некую энергетическую «подпитку» со стороны, вне объема шара. «Поскольку шаровая молния, - пишет ученый, -  обычно наблюдается "висящей" в воздухе, непосредственно не соприкасаясь с проводником, то наиболее естественный, и, по-видимому, единственный способ подвода энергии - это поглощение ею приходящих извне интенсивных радиоволн».

Академик Петр Капица потратил немало времени на изучение феномена шаровой молнии Далее Капица пытается проверить выдвинутую гипотезу, соотнеся с ней известные описания данного феномена. Он сравнивает шаровую молнию с облаком ядерного взрыва и отмечает принципиальное различие этих физических явлений. Так, ядерное облако непрерывно растет, после чего бесшумно затухает. Шаровая молния, наоборот, постоянно сохраняет исходный размер и часто пропадает со взрывом. Причем, ядерное облако движется только вверх, в то время как шаровая молния может замирать на месте и перемещаться параллельно поверхности земли. При этом ее перемещения совершенно не зависят от направления ветра. Как раз эти отличия, считает Капица, лучше всего согласуются с выдвинутой им гипотезой.

Далее он приводит соответствующие расчеты, понятные только специалисту. Для нас же любопытно то, что именно такое понимание природы данного феномена удовлетворительно объясняет сообщения об одном характерном свойстве шаровой молнии – её способности проникать в помещения через окна, щели и печные трубы. Причем, попав в помещение, светящийся шар еще какое-то время «либо парит, либо бегает по проводам». Таких случаев, отмечает ученый, «описано столько, что их реальность не вызывает сомнения». «Нашей гипотезой, - продолжает он, -  все эти явления объясняются тем, что проникновение в замкнутые помещения шаровых молний происходит благодаря тому, что они следуют по пути коротковолновых электромагнитных колебаний, распространяющихся либо через отверстия, либо по печным трубам или проводам как по волноводам. Обычно размер печной трубы как раз соответствует тому критическому сечению волновода, в котором могут свободно распространяться волны длиною до 30-40 см, что и находится в соответствии с наблюдаемыми размерами шаровых молний, проникающих в помещение».

Кроме этого выдвинутая гипотеза способна объяснить и другие необычные свойства шаровой молнии: ее фиксированные размеры, малоподвижное положение, существование цепочек, взрывную волну при исчезновении. В то же время ученый признает, что этим предположением вопрос до конца не решается, «так как нужно еще показать существование в природе электромагнитных колебаний, питающих шаровую молнию». 

Почему мы уделили такое внимание гипотезе, выдвинутой советским ученым более полувека тому назад? Дело в том, что в последние годы в мировой прессе то и время появляются сенсационные сообщения о получении «искусственных» шаровых молний в лабораториях. Такие публикации призваны показать, будто природа данного феномена полностью раскрыта, и ничего загадочного в нем нет абсолютно. Правда, полученный в лабораторных условиях огненный шар (плазмоид) живет не более одной секунды, тогда как в природе светящиеся шары могут иной раз наблюдаться в течение нескольких минут.

Однако куда примечательнее то, что нынешние сенсации не особо выигрывают на фоне ранних экспериментов, проводившихся в нашей стране еще в годы Великой Отечественной войны. И не где-то, а в блокадном Ленинграде. Эксперимент проводил профессор Георгий Бабат. Он, конечно же, не ставил своей целью получить именно шаровую молнию (тогда было не до этого). Его интересовал процесс нагрева воздуха токами высокой частоты. Для нашей темы важно то, что «побочным эффектом» этого эксперимента стало появления внутри кварцевой трубы, окруженной индуктором, ярко светящегося газового облака, сильно напоминавшего шаровую молнию. Магнитное поле, возникающее вокруг, стягивало облако в шар, не давая раскаленным частицам воздуха разлетаться в стороны. Примечательно, что этот шар устойчиво держался, пока подавался ток. Причем, внутри шара развивались огромные температуры.

Указанный эксперимент во многом согласуется с гипотезой, выдвинутой Петром Капицей спустя двенадцать лет. Иными словами, советские ученые уже в ту пору очень близко подошли к разгадке феномена шаровой молнии. В послевоенной научной периодике прямо указывалось на то, что именно Георгию Бабату впервые удалось воспроизвести данный феномен в лабораторных условиях. Результаты эксперимента были описаны им в двух научных статьях, которые в 1947 году перепечатали в Англии в одном солидном академическом издании. К сожалению, спустя лет десять об этом эксперименте уже мало кто вспоминал.

Возможно, у кого-то возникнет подозрение, будто мы пытаемся здесь выдать очередную версию на тему «Россия – родина слонов». Однако надо понимать, что у советских ученых были тогда очень серьезные мотивации для подобных исследований. Ими двигало отнюдь не праздное любопытство и не любовь к сенсациям. Загадочные светящиеся шары намекали на необычный источник энергии, сулящий головокружительные практические результаты. Так, в 1950-е годы искусственная шаровая молния (в соответствии с гипотезой Петра Капицы) рассматривалась в качестве «детонатора» для осуществления управляемого термоядерного синтеза.

Напомню, что «термояд» долгое время являлся для советских физиков «Идеей Фикс», в связи с чем для них было очень важно «подсмотреть» у природы какую-нибудь подсказку на этот счет. Как мы знаем, над этой задачей долго бился как раз академик Капица. Поэтому его обращение к феномену шаровой молнии оказалось далеко не случайным. Остается сожалеть, что это интеллектуальное наследие до сих пор не удалось освоить должным образом.

Олег Носков