«Небо» бросает вызов недрам

Совсем недавно американская консалтинговая компания Bloomberg New Energy Finance (BNEF –  подразделение американской корпорации Bloomberg) подготовила отчет, согласно которому возобновляемые источники энергии (в основном – солнце и ветер) начинают одерживать уверенную победу в битве за дешевое электричество. В настоящий момент стоимость электрической энергии, вырабатываемой за счет возобновляемых источников, практически упала до цены электричества, вырабатываемого газовыми и угольными электростанциями. Причем, что показательно, такая тенденция наблюдается не только в США, но также и в других странах, включая Китай.

На этом борьба за первенство с традиционными источниками не закончилась. «Игра продолжается», – считают американские специалисты. Лет через двадцать «зеленая» электроэнергия станет заметно дешевле традиционной, из чего делается вывод, что солнечные и ветровые электростанции станут создаваться без всякой государственной поддержки. По мнению экспертов, замена углеводородного топлива на возобновляемые источники – лишь вопрос времени. Согласно предварительным прогнозам, к середине столетия на долю ВИЭ уже будет приходиться половина энергетических мощностей.

Столь смелые прогнозы подкрепляются объективными обстоятельствами, которые складываются уже в наши дни. Так, сегодня в США во многих местах создается масса различных объектов «зеленой» энергетики. Этот стремительный рост напрямую связан со значительным снижением затрат на их установку. В то же время крупные тепловые станции остаются теперь не столь востребованными, как раньше. Помимо чисто технических причин, существенным фактором здесь являются сроки возведения таких объектов, растянутый период ввода их в эксплуатацию.

Если суммировать данные последних двух лет, то фактически получается, что небольшие объекты «зеленой» энергетики, растущие в США, как грибы после дождя, составили серьезную конкуренцию традиционным энергетическим гигантам. Только за первый квартал 2018 года общий прирост энергетических мощностей от солнца и ветра составил примерно 4,1 ГВт (где более 3-х ГВт приходится на крупные солнечные и ветровые электростанции, остальное приходится на «домашнюю» энергетику – солнечные крыши и т.д.).

По мнению американских аналитиков, существенным фактором, который определит высокую популярность чистой энергетики, станет существенное удешевление накопителей энергии. Как мы понимаем, развитие ВИЭ напрямую связано с запасом энергии впрок. Данное обстоятельство, кстати, серьезно меняет весь «формат» потребления электричества (что совсем не типично в случае с традиционными источниками). «Склады» для электроэнергии является важнейшим элементом современной энергетической инфраструктуры. Поэтому массовое производство литий-ионных аккумуляторов рассматривается как необходимое условие для грядущей победы ВИЭ над углеводородами.

Американские аналитики полагают, что в недалеком будущем ведущая роль в вопросах запаса электроэнергии будет принадлежать Китаю, который явно намерен доминировать в этом сегменте рынка. Американские аналитики полагают, что в недалеком будущем ведущая роль в вопросах запаса электроэнергии будет принадлежать Китаю, который явно намерен доминировать в этом сегменте рынка. В настоящее время на долю Поднебесной приходится 60% от мировых мощностей аккумуляторов. А буквально через три года этот показатель вырастет до 73 процентов. Понятно, что массовому использованию накопителей электроэнергии будет способствовать снижение их цены. И здесь свою роль опять же намерен сыграть Китай – подобно тому, как несколько лет назад стараниями китайцев резко упали цены на фотоэлементы. Стремительное удешевление фотовольтаики было признано революционным переломом в развитии ВИЭ. Грядущий революционный перелом будет связан с резким удешевлением накопителей энергии (к 2025 году – примерно на 54%). Как мы понимаем, всё это в совокупности создает объективные предпосылки для увеличения доли солнца и ветра.

Необходимо подчеркнуть, что речь совсем не идет о полном вытеснении традиционной энергетики. Иногда такие радикальные предположения высказываются, однако они искажают реальную картину. Согласно более взвешенным подходам, традиционная энергетика станет важным дополнением к ветровой и солнечной. Правда, если верить американским специалистам, лучик надежды светит разве что газовым электростанциям, работу которых можно эффективно «комбинировать» с работой «зеленых» энергетических объектов. У угольных станций такой гибкости нет, поэтому интерес к угольной энергетике будет закономерно снижаться. В настоящее время на долю угля приходится 37% мировых энергетических мощностей. К 2050 году произойдет падение примерно на 11 процентов. Здесь опять же многое будет зависеть от китайцев, которые уже сейчас ориентируются на возобновляемые источники энергии, планируя замену своих угольных станций.

Что касается Европы и США, то там эта тенденция реализуется уже сегодня. Не удивительно, что за последние два года в США не возвели ни одной угольной электростанции. В прошлом и в текущем году уголь дал нулевой прирост в общей доле новых мощностей. Если следовать данным Ассоциации отраслей солнечной энергетики (SEIA), то в первом квартале текущего года на одну только солнечную энергетику в Америке приходилось 2,5 ГВт от общей доли установленных мощностей, что составляет 55 процентов (еще 40% пришлось на ветер). Ожидается, что уже с 2023 года та же фотовольтаика будет ежегодно выдавать по 14 ГВт. Относительно угля и газа таких радужных прогнозов нет (особенно относительно угля). 

Конечно, мы не можем быть до конца уверенными в том, что указанные прогнозы непременно сбудутся, тем более что простые экстраполяции на практике далеко не всегда совпадают с реальным развитием событий. Поэтому у противников ВИЭ всегда найдется пара-другая контраргументов. Но вот на что бы хотелось обратить внимание. Сегодня в солнечной энергетике США задействовано порядка 250 тысяч человек. В настоящее время это один из самых быстрорастущих рынков труда, где ощущается востребованность в специалистах. Поэтому закономерно поднимается вопрос о подготовке технических кадров для бурно развивающейся отрасли. В первую очередь речь идет о необходимой практике в «полевых» условиях, поскольку студенту трудно осмыслить весь процесс создания солнечной станции, опираясь только на теорию. Мы не будем сейчас углубляться в методы подготовки таких специалистов-практиков и в чисто «гуманитарные» аспекты этого дела, когда обращается внимание на «женский резерв» и на «меньшинства» (дабы были представлены «все слои» американского общества). Важно, что через такую «профориентацию» осуществляется популяризация самой солнечной энергетики. Поэтому намеренная «демократизация» образования в этой сфере делает солнечную энергетику еще более доступной и понятной людям (когда в таких технологиях начинает разбираться, грубо говоря, любая «блондинка»).

Важность этого момента трудно переоценить. Зачастую замедленное внедрение инноваций напрямую связано с острым дефицитом квалифицированных кадров и плохим пониманием сути вещей на уровне массового сознания. Почему у нас в стране так яростно «цепляются» за традиционную энергетику и отметают с порога альтернативные варианты? Во многом – по чисто профессиональным причинам. У многих критиков ВИЭ просто нет соответствующей квалификации. Для них это – малопонятная сфера деятельности, вызывающая вполне закономерную фобию. С устранением данного пробела сформируется вполне лояльное отношение к этому направлению, и тем самым возникнет еще одна предпосылка для поступательного развития «зеленой» энергетики.

В статье использовались материалы интернет-сайта CleanTechnica

Олег Носков