Помнится, дней десять назад, на съезде «Гражданской Платформы», интеллигентная Ирина Дмитриевна Прохорова сетовала партийцам на то, что не был возвышен голос их политической организации в защиту Российской академии наук (РАН). Действительно, в период летнего затишья события вокруг РАН напоминали местами дурной водевиль, а местами глупый детектив.
Один из выступающих, человек весьма осведомленный, такой аппаратный иезуит, мягко успокаивал саму Ирину Дмитриевну и делегатов съезда. Он аргументировано убеждал аудиторию, что эти ребята, из нынешнего кабинета министров, полные импотенты: «Они провалили куда более простые и в интеллектуальном, и организационном плане начинания, и реформы.
- Так что не сомневайтесь Ирина Дмитриевна, нет сегодня в Правительстве РФ людей, способных действительно провести полноценную реформу науки, а не ее банальный роспил».
Похоже, понял это и Президент Владимир Путин. А иначе, какой логикой можно объяснить смену стремительного летне-осеннего блицкрига, проведенного в режиме спецоперации, неторопливым годичным мораторием и на имущество РАН, и на кадровые назначения.
Судите сами. Казалось бы, сделано все.
Несмотря на жесточайшее сопротивление научного сообщества, ярость академиков, слезы вице-премьера - Ольги Голодец, продавлен федеральный закон. Только, только создано ФАНО (Федеральное агентство научных организаций), то самое, которое и должно проводить задуманную реформу.
Однако еще не высохли чернила на распоряжении Правительства, утвердившего положение об этом новом органе исполнительной власти и назначении молодого руководителя, а на самом верху внезапно дана команда: стоп-машина.
На вопрос: «Почему?» - постараюсь ответить.
В аккурат на этой неделе, минэкономики, в очередной раз пересмотрело прогноз экономического роста. Увы, опять в печальную сторону, теперь не более 1,5 % ВВП (лично я убежден, будет еще меньше). Ситуация усугубляется еще двумя факторами: на фоне высоких мировых цен на энергоносители, в России замедляется не только экономика, но и начали снижаться реально располагаемые доходы населения.
Деньги в бюджете, «оплачивать лояльность силовиков и даже бюрократов, еще есть, а вот терпение населения – уже нету».
А это уже очень серьезно.
В этих условиях только наука способна найти и новые источники роста, и предложить альтернативу архаичной, и стратегически бесперспективной, сырьевой модели.
Но науку – этот последний запасной парашют не только режима, но и страны, не надо по привычке резать и кромсать тупыми, овечьими ножницами «эффективных менеджеров».
По-моему в Кремле это стали понимать.
Я уже писал, что утрата идеи развития - вот главная проблема страны. А найти и предложить осмысленный проект национально-государственного будущего, может только наука, прошедшая реальную реформу.
Вопрос только в том: способна ли Российская академия наук использовать этот год для своего полноценного обновления. Способно ли научное сообщество состояться, как полноценный, деятельный и влиятельный субъект общественных и государственно-политических отношений. Смогут ли ученые, а не только Президиум РАН выстроить самостоятельную и эффективную коммуникацию и не столько с государственными органами, сколько с обществом.
Только в этом случае появятся условия для того, чтобы сохранить и развить российскую академическую науку, как независимую, востребованную «отрасль народного хозяйства».
Время покажет.
Иван Стариков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии