Элвин Тоффлер в своей известной книге «Третья волна» заметил, что грядущий жизненный (постиндустриальный) уклад будет в некоторых чертах воспроизводить то, что было распространено в доиндустриальную эпоху. Например, возрастет роль индивидуального жилья, работа на дому, сбережение энергоресурсов и даже самостоятельное производство некоторых продуктов питания.
В нашей стране еще лет двадцать-тридцать назад такие прогнозы не воспринимались всерьез, поскольку технический прогресс в сознании большинства наших граждан неизменно ассоциировался с «железом», стеклом, бетоном и огромными зданиями. Однако уже тогда некоторым ученым было понятно, что реальный образ будущего не имеет ничего общего с подобными «технотронными» фантазиями, которые, по большому счету, являются всё тем же вариантом индустриализма, только принявшего в воображении космические масштабы. Точнее, такое будущее, в котором безраздельно господствует сталь, стекло и бетон, может вообще никогда не наступить. Иначе говоря, либо человеку придется менять всю парадигму развития, либо его ждет смерть. Поэтому Третья волна, по сути своей, есть альтернатива устоявшимся стереотипам. И жизненного уклада это касается в первую очередь.
Именно этот момент был поставлен во главу угла на прошедшей в Институте теплофизики СО РАН Третьей Всероссийской научной конференции с международным участием «ЭНЕРГО - И РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОЭТАЖНЫХ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ». Как отметил в одном из своих докладов руководитель проекта «Экодом» Игорь Огородников, в настоящее время в организации жизненного устройства необходимо ориентироваться на технологии, восстанавливающие природу. Речь идет о принципе организации жизнедеятельности с так называемым положительным экологическим следом. Проще говоря, необходимо возвращать в природу больше, чем мы у нее берем.
Подобная организация жизни практически невозможна в условиях максимальной концентрации населения в высотных домах. Наоборот, именно малоэтажное жилье наиболее всего пригодно для того, чтобы максимально эффективно организовать практически безотходную жизнедеятельность с максимальной экономией энергоресурсов. Мало того – с дополнительным производством продуктов питания, где как раз используются некоторые отходы этой самой жизнедеятельности.
Пока что, как мы понимаем, речь идет об идеале. Тем не менее, некоторые технические достижения уже сейчас позволяют частично воплотить его в жизнь. В данном случае мы не говорим о помпезных дорогостоящих «умных домах». По мнению Игоря Огородникова, в нашей стране необходимо сосредоточиться на максимально доступных технических решениях. Как ни странно, но как раз в силу объективных причин жители России в состоянии сделать решительный шаг в сторону нового жизненного уклада, для чего, прежде всего, необходимо отказаться от навязчивых стереотипов и усвоить некоторые прогрессивные принципы.
Надо отметить, что субъективные факторы являются сегодня наиболее серьезным препятствием на пути к новому укладу. Проблема в том, что многие из нас всё еще ориентируются на устаревшие образцы, считая их мерилом прогресса. Отсюда, с одной стороны, неуемное желание застраивать свободные территории высотками, с другой – поощрение монополизма в сфере ресурсоснабжения. Фактически, текущая политика абсолютно не вписывается в прогрессивный и жизненно необходимый тренд. Остается только мечтать, когда руководство страны созреет до передовых взглядов на развитие.
Примечательно то, что ориентация на прогрессивные экологические подходы способна в нашей стране серьезно снизить социальную напряженность. Как отметил Игорь Огродников, в экономике есть два сектора, в наибольшей степени подходящие для экологизации: речь как раз идет о жилье и о производстве продуктов питания. Приведем в этой связи следующие цифры. Насколько жилищная проблема обострена в нашей стране, говорить не приходится.
Так, в России порядка 15 миллионов семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Цена вопроса в данном случае составляет 45 трлн. рублей – что в 2,8 раза больше расходной части бюджета РФ за 2016 год (16 трлн. рублей). При этом силами населения у нас ежегодно возводится индивидуального жилья на полтриллиона рублей! Это соответствует 3,1% расходной части государственного бюджета.
В таких условиях государство вполне могло бы поддержать указанную тенденцию, приняв соответствующую программу поддержки индивидуального строительства. Прежде всего – решив проблему с землеустроительными работами, обеспечив новые поселения транспортной инфраструктурой и главное – проработав и утвердив современные нормативы, нацеленные на создание именно современного – энерго- и ресурсоэффективного – индивидуального жилья. Тем самым можно убить двух зайцев – снизить остроту жилищной проблемы, параллельно решая вопрос снижения энергопотребления за счет широкого внедрения «зеленых» технологий. Причем, начиная это внедрения прямо с домовладений. Таким путем мы не только добиваемся экономии энергоресурсов, но и постепенно создаем новые производства, стимулируя массовый спрос на инновационный продукт (о роли науки в этом процессе говорить не приходится).
Продовольственный вопрос, по мнению Игоря Огородникова, решается параллельно с решением жилищного вопроса, поскольку индивидуальные земельные участки можно использовать для улучшения рациона наших граждан. Так, сегодня для населения РФ стоимость продуктов питания (исходя из минимального продуктового набора в 2500 рублей в месяц) составляет 4,3 трлн. рублей в год. Фактическое же потребление продуктов оценивается на уровне 9 триллионов рублей. И самое важное здесь то, что 25% производимых продуктов осуществляется за счет частных подворий и дачных участков. То есть ежегодные объемы продуктов, произведенных любительским способом, оцениваются более чем в 2 триллиона рублей! При этом доля импортной продукции до сих пор составляет более 50 процентов. Полагаю, что в условиях, когда ставится вопрос об импортозамещении, роль приусадебных хозяйств сбрасывать со счетов не стоит.
Здесь еще раз необходимо сделать одно принципиальное уточнение. Принято считать, будто технический прогресс ведет к крупнотоннажному производству продуктов питания, превращая любительское выращивание культурных растений пережитком прошлого. На самом деле это есть глубокое заблуждение, не подтверждаемое практикой развитых стран. Дело в том, что по мере технического развития существенно расширяются рамки того, что принято называть «любительством». Вот простой пример, взятый из упомянутой книги Тоффлера. Так, когда-то была распространена профессия машинистки. Считалось, что печатание текстов требует хорошо развитых профессиональных навыков. Однако по мере компьютеризации навыки работы с клавиатурой и набор текстов стал обычным занятием для многих людей, ежедневно связанных с компьютером. Сегодня любой подросток может без специального обучения спокойно набрать текст. Мало того, мы даже не можем представить современные коммуникации без использования клавиатуры. Как видим, технический прогресс превратил в обыденную практику то, что когда-то относилось к профессиональной специализации.
Эту же аналогию можно спокойно перенести и к организации современного жизненного устройства, когда человек не только осваивает те или иные элементы «умных систем» в своем жилище, но и без всяких лишних усилий культивирует у себя на участке или в теплице овощи и зелень, превращая этот процесс во вполне обыденную норму жизни. Дело в том, что культивирование растений входит в единый комплекс природовосстанавливающих технологий, применяемых к современному ресурсоэффективному жилью. Скажем, органические отходы вашей жизнедеятельности (включая и остатки несъеденной пищи) служат субстратом для производства биогумуса (с помощью специальных червятников). Тем самым вы утилизируете органику, одновременно получая ценный компонент для успешного выращивания своими руками самых разных культур. Иначе говоря, культивирование на участке растений становится важным компонентом в организации замкнутого цикла современной экоусадьбы или целого экопоселения. Одновременно решается и экологическая задача, и задача продовольственная. Кроме того, решая в таком жилище вопрос энергосбережения, повышая энергоэффективность, вы одновременно высвобождаете дополнительный энергетический ресурс для отопления небольшой придомовой теплицы. К примеру, современное отопительное оборудование позволяет эффективно утилизировать тепло, снижая фактическое потребление топлива на единицу полезной площади. Это значит, что только модернизация отопительной системы позволит вам отапливать дополнительные помещения (ту же теплицу), не тратя лишних денег на закупку угля, дров или газа. Схожий эффект даст установка энергосберегающего оборудования, солнечных коллекторов и т.д.
Ничего фантастического в этом уже нет. Участники проекта «Экодом» к настоящему времени изучили весь перечень необходимых технических решений – от инженерных систем, строительных материалов до малых автономных установок и вермиблоков. Главная задача сегодня заключается в том, чтобы донести эти знания до широкой аудитории, сделать указанные технические решения простой истиной, доступной пониманию домовладельцев без лишних слов и сложной терминологии. Соответственно, нужны первые прецеденты, конкретные примеры. Желательно, поближе к Научному центру. К сожалению, пока что наши новосибирские разработчики для практической реализации таких инноваций вынуждены отправляться в далекие края – в Калужскую область, в Сочи, в Подмосковье, на остров Ольхон.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии