«Природный фильтр» для водоемов

Водяной гиацинт известен нашим дачникам скорее как декоративное растение, наряду с кувшинками и водяными лилиями. Обычно его выращивают в маленьких искусственных водоемах, сооружаемых хозяевами участков исключительно для красоты. Иногда гиацинт помещают в аквариумы. О его неприхотливости и способности к буйному размножению многие из нас наслышаны хорошо. О полезных же свойствах этого тропического растения, способного очищать воду и делать ее прозрачной, известно намного меньше. Народная молва, конечно же, распространяет такую информацию, но насчет ее научной достоверности догадываются,  наверное, далеко не все.

Тем не менее, учеными-биологами это свойство водяного гиацинта хорошо изучено. У него огромный корень весом до двух-трех килограмм, который «перекачивает» воду подобно насосу. Сама же ткань представляет собой систему фильтров, и при «перекачке» воды там остаются все твердые частицы и прочие загрязнения. Именно по этой причине вода в таких водоемах становится прозрачной. Родиной водяного гиацинта является Южная Америка, и как раз благодаря ему, считают ученые, вода в пойме Амазонки остается чистой. Мало того, водяной гиацинт способен еще поглощать тяжелые металлы, отличаясь в этом плане необычайной «прожорливостью».

Разумеется, указанные уникальные свойства не остались без внимания со стороны науки. Почему бы не использовать это растение для улучшения экологии наших водоемов, для очистки сточных вод? В Институте цитологии и генетики СО РАН как раз осуществили такой эксперимент, который дал весьма обнадеживающие результаты. Водяной гиацинт стали специально, в научных целях, культивировать в отапливаемых теплицах института. Разумеется, будучи выходцем из тропиков, он не может выдерживать отрицательных температур. Зато в летний период гиацинт неплохо разрастается даже в наших сибирских прудах. Для его размножения  достаточно взять несколько таких растений (вместе с корешками) и просто разбросать по воде. При хороших погодных условиях гиацинт способен затянуть всю поверхность небольшого водоема, при этом вода заметно станет чище. Собрать его, в принципе, не так уж и сложно. Впрочем, после зимы, ближе к лету, погибшая масса растений разбухает и обычно сама опускается на дно.

Сегодня ученые ИЦиГ СО РАН являются в нашей стране, пожалуй, самыми крупными специалистами по водяному гиацинту, успели его основательно изучить и собрать богатейшую коллекцию.

 Возможно, они знают это растение даже лучше, чем его знают на родине, в тропической Бразилии. По их твердому убеждению, водяной гиацинт может иметь очень серьезное хозяйственное значение для нашей страны. Прежде всего, речь идет о его способности очищать водоемы.

Первый серьезный проект, связанный с такой биологической водоочисткой, был реализован на территории крупнейшего в стране свиноводческого комплекса ЗАО «Кудряшевское»,  расположенного в 25 километрах к западу от Новосибирска. Сточными водами (предварительно, по проекту, обеззараженными от паразитов с помощью электронно-лучевых ускорителей разработки ИЯФ СО РАН) заполнялись специальные биопруды, где и высаживался гиацинт. К концу сезона прозрачную воду сливали в естественные водоемы. 

Кстати, этот эксперимент не прошел незамеченным для рядовых работников Кудряшевского свинокомплекса. Как мне стало известно, некоторые из них каждое лето вылавливали в биопруду по нескольку корешков гиацинта и отвозили к себе на дачу, используя его там в тех же «экологических» целях – помещали в железные бочки с водой для полива. По их словам, благодаря гиацинту вода в бочке не цвела и всё время оставалась прозрачной. Оценив эти полезные свойства, работники ежегодно совершали «походы» к биопрудам за гиацинтом – до тех пор, пока новое руководство свинокомплекса не «прикрыло» проект.

Как оказалось, наше законодательство нисколько не стимулирует руководителей предприятий внедрять инновации, поскольку гораздо выгоднее платить государству мизерные штрафы за вред, нанесенный экологии, чем вкладываться в прогрессивные методы очистки стоков.

Хотя, справедливости ради надо сказать, что в других регионах есть предприятия, куда, по словам  заместителя директора по общим вопросам ИЦиГ СО РАН Сергея Вепрева, институт отсылает гиацинт ежегодно.

Впрочем, как бы ни складывалась судьба тех или иных проектов, сотрудники ИЦиГ СО РАН в любом случае очень плодотворно используют подобную совместную работу.  Плодотворно именно с научной точки зрения, поскольку так они получают уникальный опыт и новые знания. В Новосибирской области Кудряшевским свинокомплексом дело не ограничилось. Аналогичный эксперимент был проведен недалеко от аэропорта «Толмачево», где были созданы специальные «биополигоны» с гиацинтом для очистки вредных стоков, попадающих в речку Власиху. Совершенно случайно выяснилось, что гиацинт пришелся по вкусу диким уткам, отчего их популяция там заметно увеличилась. Причем, утки размножились в не самом подходящем для аэропорта месте – как раз на пересечении с взлетной трассой.

В силу указанных обстоятельств работы пришлось приостановить, хотя с научной точки зрения результаты оказались блестящими. Если гиацинт так «дружит» с водоплавающими птицами (а его полюбили не только утки, но и цапли), то можно получать от него двойную пользу: использовать как для очистки воды, так и в качестве дополнительной кормовой базы для промысловых птиц – тех же диких уток. С одной стороны, утки питаются гиацинтом, благодаря чему активно размножаются, а с другой, гиацинт одновременно поддерживает чистоту водоемов, в том числе поглощая ту органику, что остается от водоплавающей живности.

Похожий эксперимент успели провести в Новосибирском зоопарке, где, как известно, создан огромный пруд для водоплавающих птиц. Правда, признается Сергей Вепрев, птицы поедали гиацинт в таком количестве и с такой жадностью, что на них его было невозможно напастись. По-хорошему, для такого количества птиц площадь пруда пришлось бы увеличить в несколько раз.

Тем не менее, благодаря проведенным экспериментам воображение уже сейчас рисует радужные картины. Ведь очистка водоемов с помощью гиацинта – это уже четко зафиксированный факт. Если заняться популяризацией данной темы, то она наверняка заинтересует многих наших граждан – как дачников, так и селян. В наших краях полным-полно самых разных «цветущих» водоемов, нуждающихся в очистке – возле деревень, возле дачных поселков. Иногда мутные речушки протекают через целые большие поселения. Часто в таких водоемах плещутся домашние утки и гуси. Иногда сами жители пытаются очистить берега и как-то облагородить эти места, надеясь организовать нормальные пляжи.  А уж очистить воду, сделать ее прозрачной (а заодно, кое-где, еще и подкормить домашних уток) – вообще мечта.

Полагаю, что «гиацинтовая тема» могла бы найти отклик у населения, если бы ученые посодействовали ее популяризации, а затем – поддержали бы граждан своими квалифицированными консультациями. В случае резкого повышения спроса на гиацинт со стороны простых обывателей могла бы появиться реальная возможность подключить к этому делу частных инвесторов в целях создания необходимой инфраструктуры для размножения гиацинта и его реализации как товара.

 

Олег Носков