Битва за Арктику: США объявляют гонку ледоколов


Об Арктике говорят, об Арктике спорят и, похоже, даже готовы за нее бороться с применением военной силы
10 августа 2015

Это уже закономерность последних лет – об Арктике говорят, об Арктике спорят и, похоже, даже готовы за нее бороться с применением военной силы. Эти необозримые ледяные просторы, которые хоть и существенно сократились из-за потепления, располагаются на площади в 5,02 миллиона квадратных километров (по данным на 2014 год).

Общая стоимость полезных ископаемых здесь (нефть и газ) только в российском, самом крупном арктическом регионе, по самым скромным оценкам, оценивается в 30 триллионов долларов. Плюс - Северный морской путь, значение которого в логистике будущего имеет колоссальное экономическое значение. Плюс – безопасность России в регионе. И это, пожалуй, одна из важнейших составляющих в политике нашей страны в Арктике.

Помимо России, арктические сектора есть у Дании (Гренландии), Норвегии, Канады и США. Для последних этот регион, как это водится, включен в сферу национальных интересов. Со всеми вытекающими последствиями – американцы явно намереваются доминировать и в этом таком далеком, холодном и необжитом месте планеты. Впрочем, постоянную «прописку» в Арктике уже давно имеет Россия – в последнее время активно обозначающая там свое, в том числе и военное, присутствие.

Никто и не скрывает планов того, что наша страна готова обеспечить безопасность всех своих рубежей, в том числе и со стороны Северного Ледовитого океана. И одним из приоритетов развития Вооруженных сил на ближайшее время останется создание инфраструктуры в Арктике. Об этом недавно открыто заявил Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу.

 «Имеющиеся ресурсы будут сконцентрированы на таких основных направлениях развития Вооруженных сил, как создание военной инфраструктуры в Арктике, совершенствование аэродромной сети, внедрение передовых технологий, связанных с материально-техническим обеспечением войск», - заявил глава военного ведомства.

Слова Сергея Шойгу – не банальное сотрясание воздуха. За ними прослеживается конкретика – в настоящее время Минобороны России активно реализует программу освоения Арктики на островах Новая Земля, Земля Франца Иосифа, Шмидта и Новосибирских островах, между которыми и континентальной частью России проходит Северный морской путь,  восстанавливаются и строятся новые аэродромы, военные городки, приспособленные для проживания в суровых климатических условиях.

А еще здесь идет активная боевая подготовка, появляется новая техника и вооружение. А еще российская армия совместно с другими министерствами и ведомствами активно занимается утилизацией отходов, оставшихся здесь еще с советских времен – одного только металлолома и прочего хлама накопилось на сотни тонн.

Здесь  создается и уже частично приступила к выполнению задач Арктическая группировка войск, формирование которой полностью завершится к 2020 году. В ее состав войдут силы Северного флота, две мотострелковые арктические бригады (первая из них уже получила Боевое знамя части), подразделения ВДВ, истребители-перехватчики, транспортная авиация.

Арктические бригады будут выполнять задачи по патрулированию прибрежной зоны, охране объектов и территорий вдоль северных морей Арктические бригады будут выполнять задачи по патрулированию прибрежной зоны, охране объектов и территорий вдоль северных морей (Баренцева, Карского, Моря Лаптевых) и Северного Ледовитого океана, обеспечению прохода и сопровождения кораблей по Северному морскому пути. Ну и, естественно, демонстрировать наше военное присутствие в Арктике. Как без этого?

Подразделения арктических соединений оснащаются современной высокопроходимой техникой – двухзвенными транспортерами, снегоходами, кораблями на воздушной подушке. Командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов сообщил, что десантники в Арктике будут переодеты в экипировку «Ратник», которая позволяет выполнять боевые задачи в условиях крайне низких температур.

О том, что российская армия в Арктике – всерьез и надолго, свидетельствует и тот факт, что для комплектования офицерами арктических и разведывательных соединений в ДВОКУ - Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище (Благовещенск) открыта подготовка кадров по специальности «Управление арктическими подразделениями» и «Управление горными подразделениями». В Новосибирском высшем военном командном училище, готовящим кадры, в том числе и для спецназа ГРУ, внесены изменения в программы подготовки разведчиков – с учетом северных климатических условий.

Будущие лейтенанты будут приходить в Арктику уже с соответствующей подготовкой и не исключено, что часть из них выслужится здесь до званий старших офицеров.

«Обжила» Арктику российская армия еще весной прошлого года, когда на остров Котельный высадился батальон Ивановского соединения ВДВ (98-я ВДД). Тогда 14 марта 2014 года была проведена первая в истории массовая высадка десантных войск и военной техники – 350 десантников, 4 парашютные платформы с боевой техникой и около 40 тонн различных грузов.

Через час десант уже обеспечил взлетно-посадочную полосу ранее законсервированного аэродрома «Темп» к принятию самолетов военно-транспортной авиации. Местные белые медведи, считающие остров своей территорией, предпочли удалиться от занявших позиции голубых беретов поближе к береговой линии.

Кто бывал на острове Котельный даже в самых «жарких» для этого региона месяцах – в июле и августе – с дневными температурами в 5-7 градусов тепла и пронизывающими ветрами, может представить, каково здесь при минус 40-50! Десантники справились, заслужив не только высокую оценку командования, но и мировое признание.

«Своими» могут считать арктические острова и корабли Северного флота, которые ранее в этих широтах практически не появлялись. Еще в сентябре 2012-го в здешних водах появился тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Военные маневры проводила и группа боевых кораблей с лидером БПК (большой противолодочный корабль) «Адмирал Левченко». А БДК (большие десантные корабли) «Георгий Победоносец» и «Кондопога высадили на острова десант морской пехоты.

Последние крупномасштабные учения российской армии в Арктике проводились в марте 2015 года. В них было задействовано около 80 тысяч человек и 220 единиц авиационной техники – стратегических бомбардировщиков, истребителей-перехватчиков и вертолетов. Северный флот со своей группировкой кораблей отрабатывал задачи по уничтожению военно-морской группировки условного противника и переброски войск на большие расстояния.

Практически в это же время в своем арктическом секторе – в провинции Нунавут – провела маневры под кодовым названием NOREX-2015 и канадская армия, которые некоторые аналитики оценили как ответ на российские учения. В них участвовало 200 военнослужащих Канады, совершивших марш-бросок по пересеченной местности и пострелявших по мишеням. В общем, ответ получился каким-то неубедительным.

Вот даже если без «шапкозакидательства» - Россия уже контролирует все воздушное и морское пространство Арктики как минимум на 500 километров от своей береговой полосы. Слово «контролирует» - ключевое, но оно не означает, что мы занимаем эту территорию - с учетом шельфовой зоны Россия может претендовать на 350 морских миль.

В обеспечении безопасности страны на северных рубежах используется глобальная система, позволяющая при помощи автоматизированных систем управления, спутников, носителей информации в море и на берегу получать полные данные о ситуации в регионе. Все летающее в небе, ходящее по воде и под водой – в поле зрения системы, доработки которой еще продолжаются.

Тем не менее, даже не смотря на существенное российское военное преимущество по численности и обычным вооружениям в Арктике, было бы наивным полагать, что «арктические соседи» не строят своих планов по господству в этом богатейшем и перспективном во многих отношениях регионе земного шара. В первую очередь – со стороны США.

Вот и нынешнее заявление американского адмирала Джона Ричардсона, кандидатура которого выдвинута на должность начальника штаба ВМС США, о необходимости развития своего ледокольного флота, неоднозначно указывает на пресловутые «национальные интересы» Америки именно в Арктике.

Советский Союз, а потом и Россия, потратили огромные финансовые средства на освоение Арктики и создание Северного морского пути – наиболее кратчайшего маршрута морского сообщения между Европой и Дальним Востоком. (Впрочем, у нас был и «местечковый интерес» - обеспечение так называемого Северного завоза в регионы арктического побережья, от Мурманска вплоть до Якутии и Чукотки, с обеспечением объектов Минобороны России.) Отечественный ледокольный флот по праву считается лучшим в мире.

Используется он и в интересах Вооруженных сил – при проводке кораблей Северного флота в Карское море (БПК «Адмирал Левченко») участвовали, например, два атомных ледокола госкорпорации «Росатом».

Американские ударные авианосцы с эскадрами кораблей сопровождения без поддержки ледокольного флота в Северный Ледовитый океан попросту не войдут, особенно в период зимней навигации. А ведь хочется! Поэтому в сенатском комитете США по делам вооруженных сил возбудились на тот факт, что Америка существенно отстает от других стран, в первую очередь от России, по количеству ледоколов. Адмирал Ричардсон отреагировал мгновенно, заявив, что ВМС США разработали план действий в Арктике. При этом он не преминул подчеркнуть, что «Россия уже длительное время концентрируется на деятельности в Арктике». Что ж, весьма корректная, но объективная оценка.

Автор: Виктор Сокирко