«В этом году «Технопром» проходит в третий раз, это молодое мероприятие, но нужно отметить, что в России он единственный, посвященный технологическому развитию, — отметила помощник губернатора Новосибирской области по вопросам образования, науки и инноваций Марина Ивановна Ананич. — Мы будем искать точки роста, и они невозможны без серьезной фундаментальной науки. В частности, на форуме ожидается демонстрация около 70 разработок 15-20 институтов. Будут представлены медицинские, аддитивные и биотехнологии, фотоника, металлообработка».
«Как правило, реальные приборы везти достаточно сложно, но, конечно, покажем и их, — улыбается главный специалист по выставкам Института физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН кандидат физико-математических наук Николай Борисович Придачин. — Например, образцы нанотранзисторов, быстродействие которых исчисляется в терагерцах. На основе этих элементов создан нанотранзистор фемтомольной чувствительности, восприимчивый к молекулам органики. Дело в том, что его размеры достаточно малы, чтобы из-за одной частицы, сорбирующейся на затворе, сильно поменялись характеристики. Таким образом мы можем провести, допустим, анализ крови или ДНК».
Ученые ИФП СО РАН показывают новейший электронный микроскоп, несколько лет назад пополнивший приборную базу института и Центра коллективного пользования «Наноструктуры». Этот прибор имеет очень высокую разрешающую способность, а также включает в себя спектрометры для анализа рентгеновского излучения и характеристических потерь энергии электронами (это позволяет проводить локальный химический анализ элементов). Изображение выводится через камеры на компьютер, а при наличии скоростного интернета все исследования можно проводить из любой точки мира: оператор только загружает объект, а управление может проходить дистанционно.
Кроме того, на форуме будут представлены установки для молекулярно-лучевой эпитаксии, которые уже стали «визитной карточкой» ИФП СО РАН — их создано больше 100, и они работают во многих городах мира. В качестве еще одной установки Николай Придачин назвал медицинский матричный тепловизор: его чувствительность составляет семь милликельвинов, он способен уловить даже колебания атмосферы при почти комнатной температуре. «Таких приборов тоже сделано около сотни, они стоят в различных клиниках, в том числе, в Новосибирске», — говорит ученый. На базе этого же тепловизора создан еще и микроскоп, позволяющий рассматривать нанообъекты, отмечая, где идет выделение тепла, что, по словам Николая Придачина, очень важно для прогнозирования работы микросхем.
Если говорить о таком направлении, как освоение северных территорий страны, то здесь ИФП СО РАН предлагает компьютерный стенд, который способен контролировать работу трубопроводов (в частности, несанкционированный отбор сырья или образовавшуюся пробку), с высокой точностью.
Арктической темы касается и одна из технологий, предложенных Институтом лазерной физики СО РАН: лазерно-плазменная наплавка антикоррозионных покрытий. Она будет применяться для защитной обработки поверхности труб, включая магистральные газо-и нефтепроводы. Кстати, в настоящее время этим активно интересуется Китай, планируя заключить с ИЛФ контракт.
Заведующий лабораторией мощных непрерывных лазеров ИЛФ СО РАН Геннадий Николаевич Грачёв поясняет: «В институте лазерно-плазменное направление активно разрабатывается последние 10 лет. Одно из применений — когда мы зажигаем лазерную плазму на поверхности с помощью множественных импульсов, осуществляя модификацию поверхности или азотирование. Эта технология применяется для упрочнения деталей, работающих в экстремальных условиях, например, деталей двигателей внутреннего сгорания, и позволяет на порядок увеличить срок службы, уменьшить износ и трение. Разработки уже предполагаются для внедрения в производство локомотивов для «Российских железных дорог», автомобилей КАМАЗ и так далее».
Кроме того, ученые ИЛФ СО РАН научились синтезировать сверхтвердые покрытия на сталях и сплавах (использование такого напыления на простых победитовых резцах позволило увеличить их ресурс в 2,5-3 раза), а также углеродные наноструктурированные покрытия на цветных металлов (что поспособствует созданию аккумуляторов и конденсаторов сверхвысокой емкости, причем, в 10 раз легче, чем существующие).
«В прошлогоднем «Технопроме» мы представляли наши проекты, касающиеся разработки и создания макетов оптических фемтосекундных часов, использование которых в системе ГЛОНАСС позволит определять в режиме реального времени координаты, местоположение объекта с точностью лучше, чем в 1 сантиметр», — комментирует заместитель директора ИЛФ СО РАН кандидат физико-математических наук Владимир Иванович Денисов.
Владимир Денисов: «Если бы в момент Большого Взрыва запустили бы наши часы, то к сегодняшнему дню они бы отстали на 1 секунду».
Ведущий сотрудник ИЛФ кандидат физико-математических наук Владимир Иванович Трунов показывает на сложную конфигурацию приборов, находящуюся за стеклом, в чистом помещении: «Здесь мы развиваем мощную лазерную систему на основе параметрического усиления — это один из принципов получения мощных фемтосекундных импульсов. Если говорить о фундаментальном значении работ, то существует несколько пределов интенсивности излучения, при достижении которых можно наблюдать много интересных явлений. В качестве приложений можно назвать созданный в результате сотрудничества с Институтом оптики атмосферы им. В. Е. Зуева СО РАН (Томский научный центр) лидар — в отличие от традиционных, он позволяет одновременно диагностировать большое количество разнообразных примесей в воздухе».
Еще одно применение — это использование таких мощных систем для ускорения заряженных частиц. «Это могут быть электроны, в дальнейшем — протоны и даже ионы, — комментирует Владимир Трунов. — Здесь мы работаем с Институтом ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН. Самое любопытное, в отличие от ускорителей огромного диаметра, здесь, в этой комнате, можно получить частицы с соизмеримой энергией. Правда, у них меньший заряд, но, например, для адронной терапии раковых опухолей его вполне достаточно».
Заместитель директора Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН доктор физико-математических наук Анатолий Митрофанович Оришич предложил подумать над вопросом: какое отношение лазер имеет к авиации?
«Самое прямое!» — восклицает ученый. Дело в том, что, как известно, все самолеты делаются методом заклепок: к сожалению, до сего дня не изобретено способа сварки алюминия так, чтобы прочность шва была равна прочности основного металла. «Если бы нам удалось это сделать, то экономия составила бы до одной трети», — говорит Анатолий Оришич. Шанс есть у лазерной сварки (вот и лазеры!). В ИТПМ СО РАН уже решили задачу для титана, но с алюминием есть ряд проблем. «С бытовыми сортами мы работаем успешно, а вот с особенным авиационным сплавом — нет», — отмечает исследователь.
Еще одно актуальное для сегодняшнего дня направление — аддитивные технологии «Как делается любая деталь? Сначала берется большой кусок, отрезается все лишнее. А можно взять порошок и с нуля вырастить объект с нужными нам размерами, — объясняет Анатолий Оришич. —Мы ввели термин микрометаллургия: берем маленький объем сырья, варим нужный «суп» (у нас есть «ноу-хау» в виде добавления нанопорошков), а потом создаем нужную деталь. Это нужно и в сварке, и в наплавке».
ИТПМ СО РАН участвует в разработке перспективного пилотируемого транспортного космического корабля, который должен прийти на смену «Союзу». Он планируется бОльших размеров, с элементами мягкой посадки и возможностью компенсировать снос с помощью специальных двигателей.
Кстати, по словам Марины Ананич, в настоящее время идет очень серьезная работа над приглашением на «Технопром» нобелевского лауреата Амано Хироси. «Первое его пожелание —встретиться с руководством и учеными ИФП СО РАН, так как у них близки научные направления, —прокомментировала помощник губернатора НСО. — Возможно, у них получится совместное исследование и сотрудничество».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии