Зона затопления

Институт истории СО РАН и Государственный архив Новосибирской области презентовали новую совместную работу – сборник документов «Зона затопления. Социальные и экологические аспекты строительства Новосибирской ГЭС (1950-е годы)».

Данная книга - далеко не первый совместный проект, реализованный этими организациями. «За последние годы у нас вышло немало совместных книг, часть из них выросла из исследований наших коллег-архивистов, которые на определенном этапе привлекали к работе над научной частью наших сотрудников, что-то рождается сначала в виде идеи у руководства наших организаций, а потом закручивается в очень перспективные и интересные проекты», - рассказал директор ИИ СО РАН, д.и.н. Вадим Рынков.

Директор ГА НСО, к.и.н. Дмитрий Симонов в своем выступлении подчеркнул, что, если говорить о региональном уровне, то Новосибирская область последние пять лет фактически задает тренды в такого рода сотрудничестве архивных и научных организаций. «Ежегодно у нас выходит не менее четырех-пяти изданий, в основном сборников документов и материалов. И в большинстве случаев, это уникальные проекты, не имеющие аналогов». В качестве примера, он привел книгу «Новосибирск – город трудовой доблести», выпущенную буквально через полгода после присвоения городу этого почетного звания. И до сих пор она остается фактически единственным в стране примером такого рода сборников (хотя в 2021 году это звание присвоили двенадцати российским городам, а не только Новосибирску).

Уникальным является и сборник «Зона затопления»: есть немало изданий, посвященных строительству гидротехнических объектов, но тему социальных и экологических аспектов, связанных с затоплением прилегающих территорий исследовал разве что Валентин Распутин в своей знаменитой повести «Прощание с Матёрой».

Уникальным является и сборник «Зона затопления» Новосибирская ГЭС – единственная гидроэлектростанция на реки Оби, её строительство привело к созданию Новосибирского водохранилища (Обского моря). Зона затопления заняла 7,7% территории Новосибирской области и 2,7% территории Алтайского края.  Длина водохранилища по р. Бердь составляет около 50, а по Оби  – около 200 км.  По меркам страны – не самое крупное «искусственное море». Но все же, под частичное затопление попали Новосибирский сельский, Искитимский, Ордынский и Ирменский районы Новосибирской области, а также Каменский и Крутихинский районы Алтайского края. А жизнь населения этих районов, по словам одного из авторов сборника, разделилась на два этапа – «до потопа и после потопа».

Причем, речь идет о немалом количестве людей. В зоне затопления и подтопления оказались 54 населенных пункта, в том числе г. Бердск и районный центр с. Ордынское. В 1953–1956 годах из зоны затопления было переселено более 30 тыс. человек. О том, как шел процесс отселения, и какие у него были последствия и рассказывается в сборнике – языком архивных документов, более достоверным (хоть, порой, и менее увлекательным), чем многочисленные мифы, сложившиеся за эти годы вокруг истории образования «Обского моря».

Более подробно о структуре и содержании сборника рассказали его авторы-составители, ведущий научный сотрудник ИИ СО РАН, д.и.н. Наталья Аблажей и молодой исследователь Максим Косицын.

Первый раздел посвящен планам строительства ГЭС, в ее истории точкой отчета обычно называют 1950 год, но, как показано в книге, все началось значительно раньше, еще в 1930-е годы. И изначальные предложения разительно отличались от того, что было воплощено на практике (в частности, предполагалось построить две гидроэлектростанции, одну на территории Новосибирской области, другую возле Камня-на-Оби.

Эти изменения планов позволяют лучше понять не только историю самой ГЭС, но и некоторые особенности общественных настроений и их эволюцию. Как отметил в своем выступлении Максим Козицын, менялось отношение к природе: от «крепости, которую большевикам предстоит взять штурмом» в предвоенные годы к «среде обитания, охранять которую в общих интересах» в последние десятилетия прошлого века.

Он также отметил, что привлеченные в послевоенные годы эксперты Западно-Сибирского филиала АН СССР, обосновывая необходимые мощности будущей электростанции, исходили из того, что экономика страны будет показывать одинаково высокие темпы роста на протяжении десятилетий (не учитывая, что показатели первых послевоенных лет опирались на «низкую базу» экономики, пережившей огромный катаклизм). И в результате, их прогноз о грядущем уровне энергопотребления оказался, мягко говоря, завышенным. Но это стало понятно уже к началу собственно строительства, что тоже нашло отражение в изменении параметров проекта.

«Документы всех последующих разделов сборника иллюстрируют процесс реализации этого сложнейшего проекта, через взаимодействие различных ведомств, проектны и строительных организаций, исполнительной власти на местах», – рассказала Наталья Аблажей.

Документы всех последующих разделов сборника иллюстрируют процесс реализации этого сложнейшего проекта, через взаимодействие различных ведомств, проектны и строительных организаций, исполнительной власти на местах Конечно, без потерь не обошлось (в итоге с карты области вообще исчез Ирменский район, а второй – Ордынский – был разделен водохранилищем надвое), для многих расставание с родным домом, где на протяжении нескольких поколений жила семья – стало настоящей трагедией.

Как подчеркнула Наталья Аблажей, власти старались, по возможности, выполнить обязательства перед населением и хозяйствами. Причем, речь шла не только о прямых денежных компенсациях. Когда стало ясно, что значительная часть старого Бердска окажется под водой и началось возведение новых жилых кварталов – это тоже рассматривалось и в плане улучшения жизненных условий. Новые районы Бердска, впервые в его истории, были оборудованы централизованной канализационной системой, да и планировка улиц была более современной – прямой, с четким делением на кварталы.

Как признают сами авторы и их коллеги, участвовавшие в его презентации, сборник не дает ответа на все вопросы, связанные с созданием водохранилища Новосибирской ГЭС. Это, скорее, первый шаг для более детального изучения его истории, и оно еще предстоит. Не только потому, что сама эта тема в масштабах страны еще мало исследована и Новосибирск снова может выступить в числе первопроходцев. Но и потому, что за прошедшие десятилетия Обское море стало неотъемлемой частью Новосибирской агломерации, с ним связана масса мифов, да и просто личных историй горожан. А значит оно заслужило и собственной историографии, причем, в формате полноценного исследования, базой для которого и станет вышедший сборник.

Сергей Исаев