Кто из нас учился в советской школе, наверняка запомнил ленинское определение материи: «объективная реальность, данная нам в ощущениях и не зависящая от нашего сознания». Как мы знаем, вождь мирового пролетариата потратил много усилий на то, чтобы разоблачить субъективизм, идеализм и прочую «поповщину», якобы встающих на пути истинного понимания бытия. Взгляд, который он пытался выразить как единственно верный, долгое время ассоциировался с научным мировоззрением. Многие из нас до сих пор воспринимают реальность «по-ленински», то есть в духе материализма, неизменно связывая его с наукой.
Но в наши дни в самой науке далеко не всё так просто и однозначно. И похоже на то, что мы стоим сейчас на пороге радикальных мировоззренческих изменений, где свое слово должны сказать не философы-гуманитарии, не религиозные проповедники, а представители естествознания. Подтверждение тому - вышедшая недавно книга Роберта Ланца и Боба Бермана «Биоцентризм. Как жизнь создает Вселенную». Выдвинутая здесь теория не оставляет от «ленинского» определения материи камня на камне, а равно и от привычных взглядов на мир как на реальность, существующую абсолютно независимо от нашего сознания. Авторы (один – биолог, другой – астроном) дерзнули поставить на пьедестал биологию как «царицу наук», потеснив оттуда физику. Будущее, уверены они, именно за биологией, ибо жизнь и есть основа всего.
С первых строк они откровенно заявляют: «К настоящему времени все наши усилия, приложенные для постижения смысла мироздания, зашли в тупик». По их мнению, модную некогда квантовую физику за последние годы не стали понимать лучше. Так называемая «теория струн» до сих пор разрабатывается на уровне абстрактной математики и «обрастает все новыми недоказанными и недоказуемыми гипотезами». Чаемая «теория всего», о которой так долго говорили ученые, потребует для своего создания целых десятилетий. Мало того, в последние годы стало известно, что 96% всей Вселенной состоит из так называемой темной материи и темной энергии, и ученые не имеют о них никакого понятия. С теорией Большого взрыва также не всё в порядке. Во всяком случае, считают авторы, эта теория никак не раскрывает самую великую тайну реальности – почему Вселенная «филигранно подогнана для того, чтобы в ней могла существовать жизнь?».
В чем суть выдвинутой теории «биоцентризма»? Как нас учили в школе, жизнь на нашей планете зародилась совершенно случайно в ходе многочисленных физико-химических взаимодействий. Далее началась биологическая эволюция первых живых организмов, которая через многие миллионы лет привела к созданию разумного существа – человека. Иными словами, жизнь и сознание в этой устоявшейся картине мира мыслятся как производные от неких сложных биохимических процессов. До какого-то момента вся Вселенная якобы была безжизненным пространством, заполненным хаотически движущимися частицами. И если бы не случайное стечение обстоятельств, не было бы ни жизни, ни сознания, а значит – и познающего субъекта, наблюдателя Вселенной. Сам наблюдатель в этой картине мира лишь отображает реальность, существующую совершенно независимо о того, что мы о ней думаем и как мы ее воспринимаем. Мир сам по себе является таким, каким мы его видим – как безграничный «контейнер», заполненный бесчисленным количеством объектов.
«Современная физика, - пишут авторы книги, - совершенно не объясняет, каким образом в нашем мозге формируется сумма молекул, на базе которой возникает сознание».
На их взгляд, никакие научные теории не в состоянии объяснить, каким образом на материальной основе формируется сознание. В современной научной картине мира ему просто нет места. А в физике такая проблема даже не сформулирована.
«Биоцентризм» описывает реальность в обратном порядке. В рамках выдвинутой теории жизнь и сознание не рассматриваются как случайный результат «причудливой игры» молекул. По мысли авторов, Вселенная не может существовать без существ, способных ее сознательно воспринимать! При отсутствии наблюдателя отсутствовало бы и то, что мы называем окружающим миром – во всем многообразии его проявлений. Тот процесс, который мы определяем как «существование», начинается с жизни и восприятия реальности. Мы ничего не можем сказать о существовании при отсутствии сознания. За пределами нашего биологического существования, утверждает теория «биоцентризма», нет никакой самостоятельной Вселенной. Восприятие реальности – это процесс, в котором наше сознание участвует непосредственно, - гласит первый принцип данной теории. И то, что мы называем «внешним миром», находится в пределах нашего мозга или разума.
Авторы ссылаются на интересный эксперимент: оказывается, электрохимические связи распространяются в нашей голове со скоростью, позволяющей нам принимать решения раньше, чем мы это осознаем. То есть обычно считается, что наше субъективное «я» принимает сознательное решение и для этого совершает в мозгу соответствующие электрические импульсы. Результаты эксперимента показывают, что электрическая активность мозга протекает на целых полсекунды раньше, чем испытуемый принимает это решение. Иначе говоря, не только наше сердце и почки работают без всякого сознательного контроля с нашей стороны – точно так же, судя по всему, функционирует и наш мозг! Отсюда следует, что наши внешние и внутренние ощущения неразрывно связаны и подобны двум сторонам одной медали. Кроме того, при отсутствии сознающего наблюдателя все элементы реальности существуют в неопределенном состоянии и представляют собой вероятностные волны. Без участия сознания материя (точнее, то, что мы называем «материей») пребывает в неопределенном вероятностном состоянии. Таким образом, если Вселенная и существовала до появления сознания, то только в вероятностном состоянии, утверждают авторы книги.
«Складывается впечатление, - читаем мы, - что мир был специально создан для существования жизни, причем не только на микроскопическом субатомном уровне, но и в масштабах всей Вселенной. Ученые нашли множество признаков того, что вся материя во Вселенной – от атомов до звезд – как будто по заказу создана именно для нас».
Авторы уверены, что Вселенная тонко настроена на поддержание жизни. И это логично именно в том случае, если сама жизнь создает Вселенную, а не наоборот. «Вселенная, - пишут они, - это просто полностью непротиворечивое пространственно-временное представление самой себя».
Что касается пространства и времени, то это лишь формы чувственного восприятия, присущие живому организму. Время не существует вне этих восприятий, являясь, по сути, процессом постижения изменений, происходящих во Вселенной. Точно так же пространство не является ни объектом, ни феноменом. Образно говоря, мы несем за собой пространство и время, подобно тому, как черепаха несет свой панцирь. Поэтому не существует никакой самодовлеющей матрицы, в которой физические явления протекали бы независимо от жизни.
Главная проблема в том, считают авторы книги, что наш понятийный аппарат не в состоянии адекватно описать реальность такой, какая она есть на самом деле. Наши мысли транслируются в границах языка, но язык (в том числе - язык науки) – это всего лишь специфический инструмент, возможности которого далеко не безграничны. Поэтому наши научные формулировки в этом плане - относительны. Точно так же бессмысленно полностью уповать на логику, поскольку логика не есть абсолютное средство познания сути вещей, а лишь средство для конструирования неких смыслов. По большому счету, ученые для выражения сокровенных мыслей вынуждены применять то, что у них имеется в наличии, «под рукой» – логику и существующий понятийный аппарат. Но насколько это все адекватно для выражения идей «биоцентризма»? Авторы в этом полностью не уверены. Бывает моменты в нашей жизни, когда мы вдруг ощущаем непрерывное единство вещей и явлений, которое невозможно выразить словами. Слова же, наоборот, способны исказить истинное восприятие мира. Поскольку именно через слова, через язык, через определенные навыки, прививаемые со школьной скамьи, наше сознание формируется таким образом, что оно начинает воспринимать мир как безграничный «контейнер», заполненный объектами, будто бы существующими по ту сторону нашего восприятия.
Авторы, в каком-то смысле, уводят нас в сторону от материалистического взгляда на мир, давая немалый повод увидеть в этой теории возврат к клерикализму или даже к анимизму. Впрочем, они не питают по этому поводу каких-либо иллюзий. Однако теория «биоцентризма» ни в коем случае не претендует на то, чтобы логически или с научных позиций обосновать какую-либо религиозную доктрину. Мало того, авторы категорически против подобных интерпретаций. Жизнь как основа Вселенной – это не попытка как-то специально объединить разные взгляды на мир (научный и религиозный). Это фундаментальный принцип, ставший результатом длительных научных поисков и размышлений. Его научная состоятельность, считают они, выражается хотя бы в том, что он не уводит нас в дурную бесконечность теоретических построений, где «сущности» громоздятся одна на другую (как некогда было в средневековой схоластике). Именно с позиций «биоцентризма» многие вещи, над которыми ломают головы современные физики, становятся понятными и непротиворечивыми.
Возможно, «биоцентризм» задает некий контур новой Большой научной революции. Правда, случится она не сейчас, а как минимум в следующем поколении ученых.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии