«Умный город» постковидной эпохи

Пандемия коронавируса затронула самые разные стороны жизни человечества, не осталось в стороне и городское хозяйство. Камеры городского видеонаблюдения подключили к отслеживанию контактов c носителями вируса или нарушителей режима самоизоляции. Заработали информационные системы для оперативного сбора данных о загрузке больниц и наличии свободных коек, информация о числе бригад скорой помощи. Кратно возросла нагрузка разного рода «электронных приемных».

Перечислять можно долго. Но вместе с новыми возможностями для «умных технологий» встали и новые вопросы. Какие именно технологии будут востребованы, как они будут внедряться и как на это все отреагируют люди? Как пандемия изменила подход к умному городу и какие последствия и возможности для развития городов принесла? Ответы на некоторые из них предложили участники экспертной секции «Город в период угрозы пандемии», которая прошла в рамках программы V международного форума «Городские технологии» в Новосибирске.

Эксперт в области корпоративной стратегии, брендинга и международного продвижения из Барселоны Хуан Карлос Беллосо напомнил о преимуществах подхода «видеть не проблемы, а возможности». Хотя начал он, все же, с постановки проблемы:

– Пандемия показала нам, насколько уязвимыми могут быть наши города и как сильно мы нуждаемся в более устойчивых урбанистических моделях.

Что касается городов в целом, как отметил Беллосо, степень и характер воздействия пандемии отличался в зависимости от целого ряда факторов. Таких, как степень «дигитализации» городского хозяйства (тем, кто дальше продвинулся по этому пути, было легче функционировать в условиях локдауна), или того, какие отрасли доминируют в структуре экономики города (города, завязанные на туризм, пострадали очевидно сильнее). И в выборе дальнейшей стратегии развития надо обязательно учитывать анализ этих «уязвимостей». Понятно, что не все они легко устранимы, туризм все равно будет играть ключевую роль что для Венеции, что для Сочи. Но есть факторы – та же «дигитализация» городского хозяйства или состояние системы здравоохранения, мониторинга загрязнений и т.п. – влиять на которые администрации города вполне по силам.

Докладчик показал, как это может работать на примере своего родного города – Барселоны, которая, как и весь мир, сейчас находится посреди «второй волны» пандемии коронавируса. Среди преимуществ столицы Каталонии – одна из лучших в Европе медицинских систем, компактная модель застройки (в условиях локдауна жители обособленных городских районов оказываются как на острове – такое положение реально испытать, к примеру, Академгородку). У Барселоны достаточно диверсифицированная экономика, способная компенсировать потери туристического сектора. Технологии smart city достаточно развиты, чтобы обеспечивать работу городского хозяйства и жизненно важные потребности населения с минимальным участием человеческого фактора и офлайн-контактов. У городских властей выстроены хорошие взаимоотношения как с региональными властями, так и с населением. А в целом, сочетание этих факторов позволило минимизировать потери как от самой пандемии, так и от последовавшего из-за нее локдауна.

Что интересно, практически все эти преимущества, за исключением разве что планировки городских районов, потенциально доступны для развития и в Новосибирске. Это как раз и есть те возможности, которые можно разглядеть в проблеме. У нас это еще называют – «извлекать уроки из ситуации».

Тему новых трендов для развития городов с учетом «уроков» пандемии продолжил следующий докладчик, руководитель программы урбанизма Амстердамской академии архитектуры Маркус Аппенцеллер.

До эпидемии коронавируса большинство прогнозов сводилось к тому, что будущее городов - за зеленой энергетикой и экологически чистым транспортом, отметил докладчик. Ожидалось, что к 2025 году только эти два сегмента сформируют единый рынок объемом около полумиллиарда долларов. Это вдвое больше, чем будет стоить умная медицина, госуслуги и уличные смарт-камеры вместе взятые. Но теперь становится все более очевидно, что COVID-19 сместил фокус в несколько другую сторону.

Пандемия COVID-19 вызвала бурный расцвет цифровых отраслей экономики, которые долгое время находились на периферии прогресса. Решения, которые они предлагают, оказались настолько полезны в борьбе с коронавирусом, что теперь власти планируют потратить на городские ноу-хау сотни миллиардов долларов.

В качестве примерам Аппенцеллер привел опыт одного из пионеров в строительстве smart city: в Сингапуре власти создали приложение TraceTogether. Оно посредством Bluetooth оперативно вычисляло горожан, которые контактировали с больными и кого затем отправляли на карантин. Добровольно-принудительно к этой "соцсети для устройств" были подключены гаджеты почти половины жителей Сингапура. В итоге уже к середине весны один из самых густонаселенных мегаполисов мира полностью избавился от очагов заражения COVID-19.

Еще одна сфера, которая в связи с пандемией переживает серьезную трансформацию, это доставка товаров. На волне популярности бесконтактных покупок в Японии, Южной Корее, США и Британии появились сервисы, где курьерами выступают роботы. Чаще всего это миниатюрные электромобили, оборудованные GPS. Но у некоторых компаний это целый флот летающих грузовых коптеров.

Как видим, ситуация получилась из разряда «не было счастья, да несчастье помогло». И теперь, в постковидную эпоху мы, скорее всего, станем свидетелями значительного ускорения внедрения различных «умных технологий» в структуры городского хозяйства. В этом плане, очень хорошо, что в Новосибирске на регулярной основе работает такая площадка для анализа этих технологий и обмена опытом по их применению. Конечно, это не гарантирует само по себе, что наш город окажется в числе лидеров на этом пути (хотя бы в общероссийских масштабах), поскольку процесс требует немалых затрат. Но это уже вопрос не к организаторам конкурса, а к властям города и региона.

Сергей Исаев