В последние дни лета в Академгородке прошла встреча выпускников программы Фулбрайта «Международная академическая мобильность учёных Сибири». Подробности в нашем репортаже.
В 1946 году сенатор американского штата Арканзас Джеймс Уильям Фулбрайт выступил с инициативой выделения образовательных грантов с целью укрепления культурно-академических связей между гражданами США и других стран. Эта инициатива получила название «Программа Фулбрайта» и является сегодня крупнейшей из финансируемых правительством США международных обменных программ в области образования.
Со времени основания Программы 46800 учёных из 162 стран мира проводили исследования или преподавали в университетах США и более 45200 американских учёных занимались аналогичной деятельностью за рубежом. 43 выпускника программы Фулбрайта получили Нобелевские премии, а 78 стали лауреатами Пулитцеровской премии.
Сорок пять лет назад, несмотря на Холодную войну, к участию в этой программе присоединился СССР. В 1973 году участниками первой программы обмена стали шесть советских и шесть американских ученых. Их опыт доказывал, что мировое научное сотрудничество может и должно быть выше текущих политических разногласий.
За прошедшие десятилетия в программе приняло участие почти две тысячи российских ученых, преподавателей, молодых специалистов, аспирантов и студентов, среди которых были и сибиряки. Теперь некоторые из них собрались в стенах Института цитологии и генетики СО РАН, чтобы поделиться своим опытом и обсудить новые возможности его применения в своей работе.
– Проведение такой встречи стало возможным благодаря гранту, который я выиграла на конкурсе малых проектов Программы Фулбрайта, – рассказала одна из организаторов мероприятия, старший научный сотрудник ФИЦ "ИЦиГ СО РАН" Татьяна Карамышева (в 2011 году она сама с помощью этой программы проработала год в Национальном институте онкологии (г. Бетесда,штат Мэриленд).
Для многих участников встречи участие в Программе стало не просто полезным опытом, но и придало импульс для дальнейшей карьеры.
– На момент моего участия в Программе Фулбрайта я была аспиранткой ИЦиГ, и после прохождения конкурсного отбора я поехала в Медицинский колледж Бейлора в Хьюстоне, Техас, – вспоминает младший научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Мария Сметанина. – В течение года я проходила стажировку в лаборатории отделения молекулярной и клеточной биологии. Это был колоссальный опыт, часть его легла в основу моей кандидатской диссертации, которую я защитила в 2012 году здесь, в Институте цитологии и генетики.
– Участие в программе ускорило подготовку к защите кандидатской диссертации?
– За тот, относительно короткий срок, что длилась моя стажировка, я сумела проделать такой объем работы по моей будущей диссертации, какой здесь за это время проделать было нереально. И это, учитывая, что я параллельно выполняла работу по тому проекту, с которым я выиграла конкурс на участие в Программе. Это стало возможным благодаря доступу к мощнейшей научной инфраструктуре, ресурсам, приборной базе, имеющейся у колледжа.
– А насколько реально для молодого специалиста из Сибири стать участником Программы?
– По своему опыту могу сказать – все реально. У меня не было никаких связей или «толстого кошелька», только желание попробовать. Надо зайти на сайт, посмотреть, какие актуальные направления Программы вам подходят и подходите ли вы их условиям. И затем происходит отбор заявителей на конкурсной основе, а поскольку конкурс проходит на территории США, то здесь все решает то, насколько вы будете интересны принимающим научным центрам.
Если одним участникам Программа ускорила продвижение по карьерной лестнице, то для других она стала поворотным моментом, изменившим весь дальнейший жизненный путь.
Перед тем, как стать участником Программы, Светлана Козлова училась на эколога в Томском государственном университете. А затем с помощью программы получила степень магистра по природным ресурсам и лесоуправлению в университете штата Нью-Йорк. Но этим результаты стажировки не ограничились.
– Несмотря на запись в дипломе магистра, во время учебы я сосредоточилась на дополнительном направлении – оценка и планирование международных программ, – рассказала Светлана. – Мне очень хотелось заниматься именно этой работой. Можно сказать, это было моей мечтой – работать в ООН. И преподаватели пошли навстречу: разрешили взять те курсы, которые я просила. Фактически, я смогла освоить новое для меня прикладное направление – Международные отношения. В результате, после обучения я вернулась в Россию и начала работать с международными организациями: Лесной попечительский совет (Forest Stewardship council, FSC), Всемирный фонд дикой природы (WWF) и UNEP – в планировании и оценке международных программ в России. Постепенно я стала работать на другие международные организации за пределами России, включая ООН.
– Получается, приехав на место стажировки можно скорректировать свою программу в зависимости от индивидуальных предпочтений?
– Совершенно верно. Главное – иметь смелость говорить о своих пожеланиях и мечтах. И все получается. Когда я рассказала о своих намерениях американскому руководителю, она помогла найти мне второго руководителя, действующего консультанта ООН. И сейчас мы с ним выступаем как партнеры в работе.
Есть у Программы Фулбрайта и еще одна интересная особенность, о которой рассказала ее координатор Ольга Петрова, также участвовавшая в проведении встречи:
– Это, наверное, единственный проект такого масштаба, где обменная программа подразумевает именно обмен. Не только россияне едут в Америку, но и американские ученые, преподаватели, студенты едут в Россию. Ежегодно их число составляет несколько десятков человек, и в новосибирских вузах американские участники Программы – частые гости.
Это уже второй опыт проведения подобных встреч для организаторов, они намерены проводить их и в дальнейшем, поскольку такой обмен мнениями и опытом помогает повышать эффективность работы по Программе. Тем более, что Сибирь довольно широко в ней представлена, ежегодно поступает много заявок из Новосибирска, Томска и других сибирских городов. Причем речь идет не только об ученых, в числе претендентов – вузовские и школьные преподаватели, жители как областных центров, так и небольших городов и поселков. И, конечно же, много талантливых студентов и аспирантов, которыми богата сибирская земля.
Георгий Батухтин
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии