Токсичный смартфон

Общение людей в виртуальном пространстве – относительно новое явление, пока еще недостаточно изученное наукой. Высокая популярность социальных сетей в наше время вызывает неоднозначную реакцию, в том числе и негативную. Прежде всего, беспокойство вызывают некоторые «побочные эффекты», имеющие отношение к нашему психическому здоровью. Возможно, эта проблема не привлекла бы к себе такого внимания, если бы в социальные сети не стали активно вовлекаться дети. Фактически, им открылся доступ в мир новейших цифровых коммуникаций, чьё воздействие на детскую психику до последнего времени оставалось совершенно неизученным.

Проблема обострилась с тех пор, как в распоряжении детей оказались смартфоны, позволившие общаться в социальных сетях из любого места и в любое время суток – без всякого контроля со стороны взрослых. Учитывая скорость совершенствования цифровых устройств и их относительную доступность, смартфоны стали самой распространенной высокотехнологичной детской «игрушкой» не только в развитых странах, но практически по всему миру. Здесь уже тревогу забили родители. И, как оказалось, далеко не напрасно.

Совсем недавно появились результаты глобального исследования независимого исследовательского фонда Sapien Labs, специализирующегося на изучении факторов, влияющих на наше психическое здоровье. Новое исследование убедительно показало связь между ранним (до полового созревания) обретением смартфона и последующим психическим неблагополучием в период взросления. Эта работа, ввиду ее актуальности, уже вызвала большой резонанс в зарубежных СМИ.  Учитывая, что возраст владения смартфонами в последнее время неуклонно снижается во всем мире (доходя уже до шести лет), проблема может стать достаточно серьезной в глобальном масштабе.

Разумеется, истоки проблемы - не в самих смартфонах, а в характере их использования. Как мы сказали, с помощью этих устройств дети начинают беспрепятственно пользоваться социальными сетями, чье воздействие на детскую психику уже вызывает серьезные опасения у специалистов. Поэтому беспокойство родителей далеко не беспочвенно. Как отмечают исследователи, в ряду главных опасений взрослых по поводу безопасности своих детей на первом месте значатся не физические угрозы, а именно Интернет и социальные сети. Это относится не только к подросткам, но и к детям в возрасте 7 – 8 лет, поскольку вовлечение в мир виртуального общения происходит уже с начальных классов. Родители с тревогой наблюдают за этим, но у них еще нет понимания того, что нужно делать. Они покупают своим чадам смартфоны, поскольку в наше время так принято. Боясь обидеть своего ребенка, боясь сделать его «белой вороной» в коллективе сверстников, родители вынужденно идут на уступки.

В итоге мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, когда люди осознают источник угрозы для своих детей, но в силу морального давления со стороны общественного окружения сами же содействуют реализации угрозы. Почему так происходит? Именно потому, что проблема пока еще недостаточно изучена, и потому вопрос о запретах и ограничениях до последнего времени не имел четкой доказательной базы. Указанное исследование позволяет, наконец, дать законодательным органам разных стран весомые аргументы. Точно так же данное исследование поможет убедить определенную часть родителей сделать ответственное решение в плане покупки смартфона для своего ребенка. По крайней мере, поможет им определить тот возраст, с которого обладание такой вещью не несет угроз для психики.

Отметим, что Sapien Labs в свое время реализовал проект Global Mind Project, в рамках которого оценивалось психическое благополучие жителей планеты. На эту тему было опубликовано множество отчетов. Суммируя показатели, исследователи обнаружили одно весьма тревожное обстоятельство: во всех изученных ими регионах хуже всего дела с психическим здоровьем наблюдались у… молодых людей!

Показательно, что РАНЬШЕ ТАКОГО НЕ БЫЛО. Обычно все предыдущие исследования эмоционально-психологического состояния жителей планеты показывали, что «кривая счастья», двигаясь от младших к старшим, описывает U-образную траекторию. Традиционно самыми счастливыми себя ощущают представители молодежи и люди пенсионного возраста (60 – 70 лет). Психическое неблагополучие больше всего испытывают люди зрелого возраста. Однако теперь ситуация меняется, и мы начинаем наблюдать неожиданный коллапс психического здоровья среди молодых людей. К примеру, до 2011 года молодые канадские женщины сообщали об отличном или очень хорошем психическом самочувствии. Однако к 2015 году психическое состояние молодых канадок стало ухудшаться, и к 2019 году произошло дальнейшее ухудшение. Тогда как для пожилой возрастной группы явных изменений не произошло совершенно.

Что же послужило загадочным «фактором X», оказавшим негативное влияние на молодежь? Какие изменения произошли с 2010 года, из-за чего могло так ухудшиться самочувствие молодых людей во всем мире? Исследователи обратили внимание на то, что как раз в этот период у подростков начался массовый переход с обычных сотовых телефонов на смартфоны. Возник резонный вопрос: не являются ли именно смартфоны, дающие свободный доступ к социальным сетям, этим самым «фактором X»?  Разумеется, в каждой стране существуют самые разные факторы, влияющие на психическое самочувствие. Однако исследователи приняли во внимание неожиданную синхронность в глобальном ухудшении психического здоровья.

Гипотезу о влиянии смартфонов решили проверить, добавив вопрос относительно возраста, в котором было приобретено данное устройство. Было опрошено 28 тысяч респондентов из разных стран. После обработки данных выяснилось, что респонденты, получившие свой первый смартфон до 10 лет, в среднем чувствовали себя хуже тех, кто стал обладателем этой вещицы уже в переходном возрасте или позже. Самыми благополучными в этом плане оказались те, которые обзавелись смартфоном уже ближе к юности.

Есть еще одна немаловажная деталь, обнаруженная исследователями. Как отчетливо показывают представленные графики, женская половина страдает здесь больше, чем мужская. Для маленьких девочек первый смартфон окажется куда опаснее по последствиям, чем для мальчиков. Иными словами, женская психика более уязвима к влиянию социальных сетей, нежели мужская. Так, для девочек поколения Z (то есть родившихся между 1997 и 2012 годами), получивших первый смартфон до девяти лет, последствия оказались весьма серьезными. На графиках почти все они фигурируют в отрицательной зоне по сумме признаков, характеризующих психическое благополучие. Что касается юношей, то их самочувствие в меньшей степени связано с возрастом, когда они получили первый смартфон.

Еще раз подчеркиваем, что внезапное ухудшение психического здоровья подрастающего поколения является международным (то есть глобальным) явлением. Если в этом плане и есть какое-то различие между бедными странами и богатыми, то только в том, что в бедных странах смартфоны менее доступны для детей, чем в богатых. Именно поэтому рост психического неблагополучия среди подростков и молодежи отчетливее всего выражен в англоязычных странах (англосфере) – в США, Канаде, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии.

Разумеется, эти выводы пока еще носят гипотетический характер, поскольку исследования в данной области начались совсем недавно. Тем не менее, они дают богатую пищу для размышлений, в том числе и для политиков. Так, в США пытаются ограничить доступ к социальным сетям подросткам до 13 лет. Это требование закреплено законодательно, однако американские власти никак не могут проконтролировать его выполнение со стороны владельцев социальных сетей, собирающих персональные данные с несовершеннолетних пользователей. Исследователи надеются на то, что при грамотной постановке вопроса, когда в руках законодателей будут неопровержимые научные доказательства вредных «побочных эффектов» социальных сетей, появятся и вполне адекватные регулятивные механизмы. А пока что можно адресовать родителям важное предупреждение: «бесконтрольное использование смартфона способно нанести вред психическому здоровью вашего ребенка».

Николай Нестеров