Терапия пептидами

Исследователи Новосибирского государственного университета, совместно с коллегами из Института органической химии СО РАН, а также Ирландии, доказали наличие высокой противораковой активности у химического соединения, в состав которого входят катионные антимикробные пептиды (AMP), они также называют пептидами защиты хозяина. В перспективе указанное соединение может стать основой для создания нового эффективного противоопухолевого лекарства.

— Эта работа заняла довольно много времени, года три-четыре. Но в результате нам удалось на культурах опухолевых клеток показать высокую активность соединений. И, кроме того, мы смогли изучить механизмы его действия на молекулярном уровне — сегодня это обязательное условие для регистрации любого нового противоракового препарата на мировом уровне, — рассказал заведующий кафедрой фундаментальной медицины Факультета медицины и психологии НГУ, член-корр. РАН Андрей Покровский.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала рак второй по значимости причиной смерти во всем мире, причем число диагностируемых случаев онкозаболеваний с каждым годом растет. Основной формой лечения рака остается химиотерапия, однако способность раковых клеток избегать воздействия лекарств с помощью ряда механизмов является серьезным препятствием в терапии.

Это, а также достаточно серьезные побочные явления, присущие ряду применяемых в химиотерапии препаратов, является одной из главных причин активных поисков новых методов лечения заболевания. И одним из перспективных направлений здесь является пептидная терапия.

Ранее соединение AMP с биоактивной молекулой показало хорошие результаты в создании антимикробных препаратов. Также выяснилось, что некоторые пептиды специфически распознают и связываются с мембранными белками опухолевых клеток, оказывая противоопухолевое действие. Именно это свойство использовали новосибирские ученые в своем исследовании.

— В результате полученное соединение обеспечивало адресную доставку к раковым клеткам одного агента, вызывающего повреждение ДНК, и второго агента, предотвращающего репарацию. Таким образом, удается добиться программируемой клеточной гибели в опухолевых тканях. Понятно, что на данном этапе речь не идет о лекарстве, для этого соединению надо пройти долгий путь доклинических и клинических испытаний, но эта часть работы находится за пределами компетенций и возможностей коллектива, проводившего это исследование, — отметил Андрей Покровский.

Интерес к такого рода соединениям у российских производителей пока не очень высок — в настоящее время в нашей стране практически не развито производство фармпрепаратов, чье действие основано на пептидах. Но в мировых масштабах это направление быстро развивается, и наличие у сотрудников НГУ соответствующих компетенций и опыта выполнения подобных исследовательских проектов можно считать работой на перспективу.

Пресс-служба Новосибирского государственного университета