Технология глубокой переработки зерна

По своей значимости зерно превосходит нефть. Это не  стремление выдать желаемое за действительное. Химик Владимир Аксёнов точно и ясно оценивает перспективы переработки зерна. Первый этап преобразования – мука и отруби: тут всё просто.

Настоящий научный азарт включается на следующем шаге. С помощью механо-ферментативных процессов из зерна получают жидкие кормовые патоки и белково-углеводные добавки.  

– Они восполняют дефицит углеводов как энергетического компонента у высокопродуктивных животных:  повышается качество молока, продуктивность животных  и  их продуктивное долголетие, – рассказывает старший научный сотрудник Института химии твёрдого тела и механохимии СО РАН Владимир Аксёнов.

Ферменты, температура, давление, агрессивная среда – основа технологии. Преображение происходит в реакторах. Инвестиции – европейские, но идеи и оборудование – новосибирские.

Крахмал – ещё один продукт глубокой переработки зерна. Из него новосибирцы получают мальтозную и глюкозную патоку. Первую  используют в пищевой, хлебопекарной, пивоваренной промышленности. Вторая ─ основа для получения кристаллической глюкозы. А это уже  золотая жила для фармацевтов и биотехнологов.

– Из глюкозы готовятся так называемые питательные бульоны, – поясняет Владимир Аксёнов. – Заселяя различные штаммы, получают до 10 аминокислот, 8 витаминов, пищевые кислоты и фармпрепараты. В настоящее время в тренде – гиалуроновая кислота и глюкозоамин.

Глубокая переработка зерна – капиталоёмкое направление: требует больших первоначальных вложений. Предпринимателю, кажется, проще и выгодней  посеять пшеницу, собрать урожай и реализовать зерно, чем строить и обслуживать станции переработки. Но это только на первый взгляд. Продукция глубокой переработки стоит в разы  дороже обычного зерна. А спрос на такой товар во всём мире растёт высокими  темпами.  

К примеру, производство аминокислот в России несопоставимо  мало по сравнению с объёмом импорта. Чем дальше по цепочке переработки,  тем выше добавленная стоимость. Цена за килограмм, например,  гиалуроновой  кислоты  –  1,5  миллиона рублей. Исследователи Академгородка готовы предоставить рынку проект «под ключ» с технологиями и оборудованием.  Учёные уверены: будущее – за наукоёмким бизнесом.