Технология BIM: устранение проектных ошибок


Технология BIM: устранение проектных ошибок
04 февраля 2014

Сколько существует проектирование, столько существуют и проектные ошибки. Если ошибка не вышла за рамки проекта — это внутреннее дело проектировщиков, характеризующее их уровень работы и самоконтроля. Хуже, когда ошибка всплыла на стройплощадке, совсем плохо — в процессе эксплуатации. Какие-то из этих ошибок можно с легкой улыбкой просто не заметить, какие-то — исправить переделкой фрагментов здания, но есть ошибки неустранимые — они, говоря фразой из известного фильма, «не исправляются, а смываются кровью».

Сколько существует проектирование, столько же проектировщики ведут борьбу с проектными ошибками. Но, поскольку сами проектировщики эти ошибки и совершают, то возникает ощущение, что такая борьба носит перманентный характер, и явной победы в ней одержать невозможно.

А очень хотелось бы! К счастью, современное развитие компьютерных технологий проектирования, в частности, появление BIM, вселяет надежду, что проектировщикам всё-таки удастся одержать «победу над самими собой». Теперь рассмотрим подробнее, о чём именно идёт речь.

Устранение ошибок 2D проектирования

При традиционном проектировании все чертежные виды здания (планы, разрезы, фасады, узлы и т.п.) создаются коллективом сотрудников и существуют независимо друг от друга, их объединяет только «интеллектуальный центр» в лице ГАПа или подобного сотрудника. Поэтому несоответствие этих видов друг другу — главная проблема 2D технологии проектирования.

Если к этому добавить расхождение данных чертежей со спецификациями и ведомостями, несоответствие аннотационных обозначений реальным проектным данным, вентиляционные шахты и кабельные каналы, расположение которых не совпадает от этажа к этажу, а также многие другие откровенные «ляпы» ручного (сейчас уже компьютерного) рисования, допущенные по невнимательности (некомпетентности) исполнителя, то можно представить, сколько возникает проблем на стройплощадке при реализации такого проекта.

 

Конечно, увидев такое «окно» на чертеже, строитель попытается выяснить истину, но в определенных ситуациях он может этого не делать и просто «работать по проекту», и тогда получается то, что изображено на  иллюстрации к нашей статье.

Главный виновник всего описанного — пресловутый «человеческий фактор», причем как субъективный (низкая квалификация специалистов), так и объективный (не может ручной труд, даже если его дополняют CAD-программы, справиться с нахлынувшим на него объёмом работы).

Все приведённые примеры взяты из жизни. И любой проектировщик подтвердит, что это — лишь капля в море проектных ошибок.

Самое простое и надёжное средство борьбы с такими ошибками — самим для проверки построить трёхмерную модель здания до передачи документации заказчику. Ещё лучше — построить BIM-модель. Конечно, для проверки на соответствие планов и фасадов достаточно простого 3D моделирования, но ведь есть ещё спецификации, ведомости отделки, инженерное оборудование со всеми расчётами, сметы, календарные планы и т.п., так что информационная модель — это лучшая форма вашего 2D проекта перед тем, как он попадет на стройплощадку.

Таким образом, получается, что даже те фирмы, которые всё ещё вычерчивают свои проекты в 2D и скептически относятся к BIM, могут получать от этой технологии большую пользу, даже если просто наймут человека, владеющего BIM-программой, для проверки своих проектов.

Проверка коллизий при 3D проектировании

Информационное моделирование помогает проверить 2D проект, но всё это выполняется фактически визуально. На практике же часто встречаются коллизии и более высокого, трехмерного уровня. Прежде всего они связаны с недопустимыми пересечениями различных элементов и систем здания, обычно возникающими из-за большого количества исполнителей на сложном проекте, особенно если эти исполнители работают автономно. При визуальном определении таких коллизий времени на проверку может уйти больше, чем на само проектирование. Поэтому предусмотренные во многих BIM-программах средства автоматического определения подобных нестыковок значительно повышают производительность труда проектировщиков и стопроцентно исключают такие коллизии.

В принципе, проверку коллизий у сложного проекта можно организовать на регулярной основе. Для этого специально выделенный сотрудник или BIM-менеджер периодически обновляет соответствующие части (разделы) модели и проводит поиск нестыковок, не отвлекая остальных проектировщиков от работы. При обнаружении коллизий сообщение о них передаётся соответствующим специалистам для устранения, после которого проводится повторная проверка. Регулярность проверок может быть любой и зависит только от внутренней организации проектного коллектива и целесообразности.

В.Талапов — эксперт «Интеграл Консалтинг» Какие программы пригодны для устранения ошибок проектирования?

Из получивших распространение в нашей стране это, прежде всего, программные комплексы компаний Autodesk и Bentley, реализующие BIM. Их главные достоинства — автоматическая проверка коллизий без потери «интеллектуальности» (не надо переходить в другие форматы) и согласованность модели.

Что касается программ ArchiCAD и Allplan, то они (с учётом некоторой специфики) вполне пригодны для создания трехмерной модели объекта и устранения ошибок 2D проектирования. Что же касается проверки трехмерных коллизий, то её можно осуществлять только визуально – инструментов автоматического контроля за подобными ошибками в этих программах нет. Для выхода из этой ситуации модель (или её части) можно загружать через формат IFC или некоторые другие в Autodesk NavisWorks, Bentley Navigator или для небольших проектов в Tekla BIMSight и проводить все проверки там. Конечно, этот путь имеет свои проблемы, связанные с переводом данных в формат IFC, DWG или другие пригодные для этой операции, но ничего лучшего для программ ArchiCAD и Allplan пока не придумано.

Для проверки коллизий можно создавать 3D модели и в программах, не реализующих технологию BIM, но наделённых хорошими возможностями трёхмерного моделирования, в частности, определяющих пересечения объемных объектов. К ним относятся, например, AutoCAD или BricsCAD V14. Но в этом случае надо понимать, что вы имеете дело только с геометрическими объектами, которые лишены многих плюсов информационного моделирования.

Ну и, наконец, различные части проекта, выполненные в разных 3D программах, также с определенными оговорками можно собирать и проверять на пересечения в Autodesk NavisWorks (программа поддерживает 65 наиболее распространенных форматов файлов).

Вместо эпилога

В недавно опубликованном на нашем сайте интервью вице-президент компании Shanghai Tower Development Гэ Цин на вопрос о конкретной экономической выгоде от внедрения BIM назвал её в размере как минимум 3-5% от стоимости объекта: именно столько по статистике уходит в Китае при традиционном проектировании на устранение проектных ошибок, выявляемых на стройплощадке.

По оценкам экспертов, в нашей стране эта цифра, зависящая от конкретных видов сооружений, в целом колеблется у отметки в 40%. Очень часто BIM-скептики, не желающие уходить из обычного 2D проектирования, задают вопрос о том, кто будет оплачивать им расходы по созданию BIM-модели. У нас же возникает другой вопрос: «Интересно, а кто оплачивает эти 40% расходов на устранение проектных ошибок?» Если посторонний «добрый дядя», то проектировщикам можно и дальше работать в 2D и ни о чём не заботиться. Но если эти ошибки оплачиваются за счет проектировщиков, то неужели 40% от стоимости объекта — это недостаточный стимул для внедрения BIM? В Китае, как мы видели, и 3-5% хватает.

Более того, проверка ошибок в проекте с помощью BIM-модели — это уже реальная услуга, которую некоторые знакомые нам фирмы оказывают проектировщикам, не дошедшим еще до технологии BIM. При этом у заказчика экономятся деньги, а также он перестаёт опасаться информационного моделирования и постепенно встаёт на правильный путь самоочищения и BIM-познания.

И, наконец, последняя иллюстрация. Изображённое на ней — не ошибки проектирования, а чётко реализованные замыслы авторов. Так что технология BIM не всесильна — голову проектировщика она всё-таки не заменяет.