Солнечная энергетика для горной промышленности

В процесс декарбонизации экономики включаются не только страны Европы, но также страны Нового света. Причем, делается это не только ради спасения планеты от углекислого газа, но и по совершенно прозаическим причинам – ради экономии на углеводородном топливе. Показательным моментом является здесь то, что в роли «локомотивов» начавшегося процесса перестройки системы энергоснабжения выступают крупные горнодобывающие компании. На обывательском уровне решения такого рода кажутся невероятными, поскольку мы привыкли думать, будто промышленные объекты настолько сильно связаны с традиционной энергетикой, что разрывать такую связь – смерти подобно (в экономическом смысле). Однако инициаторы данного направления считают иначе.

Примерно два года назад появились сообщения о том, что чилийская горнодобывающая компания ENAMI планирует полный переход на электроэнергию из возобновляемых источников. С этой целью был заключен контракт с испанской энергетической компанией ACCIONA, которая взяла на себя обязательство по поставке «солнечного» электричества, инвестировав средства в строительство очередной фотоэлектрической станции. «Солнечным» электричеством должны обеспечиваться несколько заводов, принадлежащих ENAMI. Согласно озвученным планам, выход на стопроцентные показатели по ВИЭ для этой компании состоится в 2022 году. Отмечается, что такой переход на «чистую» энергию снизит выбросы углекислого газа на 300 тысяч тонн. В руководстве компании данное решение объяснили своей приверженностью принципам «устойчивого развития». Подчеркивается, что использование солнечной энергии выводит объекты ENAMI в число компаний, работающих по самым высоким экологическим стандартам.  То есть делает их «современными» в точном значении этого слова.

Со своей стороны, испанские партнеры ENAMI получили дополнительную возможность для укрепления своих позиций на международном уровне. На момент написания указанного сообщения ACCIONA располагала на чилийской территории двумя крупными объектами возобновляемой энергетики: солнечной электростанцией мощностью 246 МВт в пустыне Атакама и ветряной электростанцией мощностью 45 МВт. Другая ветряная электростанция мощностью 183 МВт находилась на стадии строительства. Для выполнения контракта с ENAMI компания запланировала постройку новых объектов солнечной энергетики.

Отметим, что чилийское правительство активно содействует развитию альтернативной энергетики (ENAMI, кстати, находится в государственной собственности). Благодаря активному привлечению в данный сектор иностранных инвестиций в последние годы удалось заметно снизить цены на солнечную электроэнергию, в том числе и для населения. Однако Чили – не единственная страна Нового света, где горнодобывающие компании взяли курс на «солнце».

Совсем недавно австралийская горнодобывающая компания Fortescue Metals огласила свои планы по использованию возобновляемых источников энергии. Речь идет об инвестировании 450 миллионов долларов в новый проект по выработке электроэнергии, где наряду с газовыми генераторами (совокупной мощностью 150 МВт) будут использоваться фотоэлектрические системы (также 150 МВт). Ранее компания уже реализовывала аналогичные проекты, построив для нужд собственных предприятий солнечную электростанцию мощностью 60 МВт и систему накопления электроэнергии. Реализация указанных проектов осуществляется в рамках общей программы, предусматривающей интеграцию генерирующих объектов компании (включая и солнечные электростанции) в единую систему энергоснабжения предприятий.

Обращение к солнечной энергетике, судя по заявлениям руководства Fortescue Metals, диктуется главным образом экономическими причинами. Здесь рассчитывают на то, что им удастся на 100% удовлетворить дневные потребности предприятий в электричестве исключительно за счет солнца.  Особенно актуально это решение для шахт, принадлежащих компании. В настоящее время шахты обеспечиваются электричеством с помощью дизельных генераторов. Дизель – ресурс далеко не дешевый. В этом плане переход на возобновляемые источники энергии считается экономически обоснованным шагом.

Так, использование солнечной энергии (в сочетании с системами накопления) позволит сократить использование дизельного топлива почти на 100 миллионов литров в год. Достоинство такой интегрированной системы в том, что она предусматривает постепенное увеличение доли ВИЭ, тем самым снижая долю ископаемого топлива (включая природный газ) в общем балансе. Разумеется, это должно привести к улучшению экологической ситуации. Достаточно сказать, что 150 МВт «солнечного» электричества сокращают выбросы в атмосферу углекислого газа до 285 тонн в год (именно такое количество выделяют газовые электростанции сопоставимой мощности).

Интерес крупных горнодобывающих компаний Австралии к альтернативным энергосистемам превращается, судя по всему, в устойчивый тренд. Так, аналогичную «гибридную» систему энергоснабжения создает компания Gold Field на своем золотом прииске Granny Smith. Данная система будет включать в себя солнечную электростанцию мощностью 8 МВт, накопитель электроэнергии и построенную ранее газовую электростанцию. Использование ВИЭ позволит сэкономить до 13% топлива, что по сокращению выбросов углекислого газа равнозначно удалению с дорог двух тысяч автомобилей.

В том же направлении движется компания BHP Group, владеющая крупнейшим в мире медным рудником. В прошлом году она заявила о своем намерении полностью перевести этот рудник на ВИЭ.  Причем, такое решения связано не только с вопросами банальной экономии энергоресурсов. Есть, скажем так, и далеко идущие расчеты. Во всяком случае, представители руководства BHP Group тесно увязывают свое внимание к «зеленым» технологиям со своеобразной философией бизнеса, когда во главу угла ставятся новые общественные ценности. Попытка согласовать бизнес-интересы с этими ценностями принципиальна важна для них в стратегическом плане, поскольку позволяет в перспективе привлечь на свою сторону лучшие умы и таланты и открыть доступ к лучшим рынкам. Обращаясь к инвесторам, они вполне могут использовать даже такие «лирические» обороты, как «построить лучший мир» (to build a better world).

Столь высокий уровень «сознательности» нам, россиянам, кажется нетипичным для тех деятелей, которые работают в сфере добычи и продажи природных ресурсов. Тем не менее, впечатляющий пример вышеназванных компаний показывает, что переход на «зеленые» технологии начинается в горнодобывающей промышленности, скорее всего, как раз с такой философии.

Андрей Колосов