СКИФ, ВВОД и китайский коронавирус

10 февраля Президиум Сибирского отделения РАН пригласил журналистов на традиционную пресс-конференцию, приуроченную к Дню науки и посвященную итогам ушедшего года и планам на ближайшее будущее.

Как известно, главным «постановщиком задач» для Академии наук остается государство. И в этой области в последнее время произошли существенные изменения, закрепленные в новом варианте Плана комплексного развития (ПКР) СО РАН. Когда, в декабре 2018 года, этот документ был подписан правительством РФ, основу его составляли региональные проекты, сосредоточенные на территории Сибири. Сейчас же приоритеты федерального руководства сместились в сторону реализации пакета национальных проектов (в их числе – нацпроект «Наука»). И чтобы полноценно участвовать в этом процессе, СО РАН необходима коррекция своего ПКР.

С этим же связана одна из озвученных на мероприятии проблем, требующая срочного решения. Дело в том, что финансирование по каждому из нацпроектов распределяет соответствующее федеральное министерство: средства проекта «Наука» идут через Министерство науки и высшего образования его подведомственным организациям, а, к примеру, проекта «Здравоохранение» - через Министерство здравоохранения его структурам. И тут-то возникает проблема. В рамках почти каждого проекта есть задачи, которые невозможно решить без участия науки. Но курирующие эти проекты министерства не могут просто так заказать (и главное – оплатить) работу «сторонним организациям», которыми для них являются научные институты. Получается, как в известном мультфильме «Простоквашино»: «посылка» (в смысле – работа) у меня для вас есть, но отдать вам я ее не могу, потому что правила финансирования нацпроектов не позволяют.

Очевидно, что эта проблема имеет искусственный характер и вполне может быть решена принятием нужных поправок к положениям о нацпроектах. Вопрос этот уже не раз поднимался, в частности, на встречах с высшим руководством страны. И хочется верить, что лишние барьеры будут сняты в ближайшее время.

Вполне естественно, что, говоря об итогах и планах, руководство СО РАН уделило основное внимание проектам, вошедшим в программу «Академгородок 2.0». Флагманом ее является «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП СКИФ). Прошлой осенью мы размещали ряд материалов о том, как продвигается его реализация, и на какой-то момент, казалось, что сроки сдвигаются, по причинам, не зависящим от сибирских ученых. Но, как заверил прессу директор организации-застройщика – Института катализа им. Г. К. Борескова СО РАН – академик Валерий Бухтияров, «тучи» над проектом разошлись.

23 декабря 2019 года вышло постановление правительства РФ № 1777, четко определяющее объем финансирования и сроки реализации проекта.

– Сроки очень сжатые, уже к концу 2023 года мы должны показать, что комплекс есть, работает, на нем можно проводить исследования, - рассказал Валерий Иванович.

В течение же этого года должны быть завершены работы по проектированию ЦКП СКИФ, на которые заложен миллиард рублей. Очевидно работу над проектом будет вести Центральный проектно-технологический институт Росатома, имеющий соответствующие лицензии и огромный опыт проектировании объектов атомной энергии. Окончательное решение будет закреплено в распоряжении правительства, которое, как ожидают ученые, выйдет в течение нескольких недель.

И снова, для реализации мега-проекта, ученым придется решать не только научные, но и бюрократические задачи. СКИФу потребуется уникальное оборудование, большая часть которого будет построена здесь же – в Институте ядерной физики. Тем более, у его коллектива есть успешный опыт создания инжекционного комплекса для ускорительного комплекса NSLS-II в США. Но приступить к работе, по существующим правилам, они смогут только после того, как проект СКИФ пройдет государственную экспертизу, то есть, не раньше следующего года. Но оставшегося времени не хватает на изготовление нужного оборудования. И значит, сроки, оговоренные в постановлении Правительства, будут сорваны. Чтобы этого не произошло, ИЯФ должен приступить к работе уже в ближайшие месяцы (получив на это соответствующее задание и средства).

– Сейчас мы совместно с Министерством образования и науки РФ работаем над этой проблемой и надеюсь, что в разумные сроки пути ее решения будут найдены, – подытожил академик Бухтияров.

ЦКП СКИФ – не единственный объект класса «мега-сайнз», о которых идет речь в программе «Академгородок 2.0». Многие современные исследования, будь то астрономия, генетика, квантовая физика и т.п., требуют огромных вычислительных мощностей.

Как известно, цель нацпроекта «Наука» заключается в том, чтобы Россия вошла в пятерку ведущих стран планеты в этой области. Между тем, в мировом топ-500 суперкомпьютеров мы пока занимаем скромное 16-е место, проигрывая лидерам – Китаю и США – даже не в разы, а на порядки. Не очень гармоничная ситуация с распределением вычислительных мощностей и внутри страны – львиная их доля сосредоточена в европейской части России, а на Сибирь приходится лишь два с небольшим процента. При этом, сибирские ученые являются авторами 15 % (от общего числа российских работ) научных статей с высоким импакт-фактором, написанных в нашей стране в прошлом году. Налицо явный дисбаланс и создание в Академгородке Сибирского национального центра высокопроизводительных вычислений, обработки и хранения данных (СНЦ ВВОД) поможет заметно исправить ситуацию.

Как отметили спикеры пресс-конференции, СНЦ ВВОД является критически важным не только для работы будущих приборных станций СКИФа. Его мощности потребуются для проектов, выполняемых в образованных прошлой осенью геномных и математическом научных центрах, и для решения ряда других важных задач, поставленных перед научными учреждениями Сибири.

Сегодня остается открытым вопрос финансирования строительства СНЦ ВВОД, решить его можно с помощью средств, заложенных в другой нацпроект – «Цифровая экономика», конечно, если удастся снять ведомственные барьеры, о которых говорилось выше.

Кстати, это разделение на академическую науку (которой ведает Миннауки) и отраслевые институты (распределенные по профильным министерствам) мешает не только реализации нацпроектов. Как показала практика, и во многих других направлениях отраслевой науке не обойтись без помощи академической. Последняя, в частности, обладает несравнимо большими возможностями в реализации междисплинарных исследовательских проектов и налаживании международного сотрудничества.

Недавно эти преимущества, в очередной раз, показала история с эпидемией китайского коронавируса. От министерства иностранных дел КНР в адрес Сибирского отделения поступил запрос о включении его научных ресурсов в борьбу с инфекцией.

 – Китайская сторона подчеркивает, что это не только проблемы диагностики или вакцинирования, но более широкий комплекс вопросов, связанных с разработкой физических методов профилактики, созданием принципиально новых лекарственных препаратов и так далее, — рассказал заместитель председателя СО РАН академик Михаил Иванович Воевода.

Однако среди российских академических институтов сегодня нет единого учреждения, которое специализированно занималось бы этими проблемами, поскольку они ушли в ведомственную науку. Но в ведомственных учреждениях утеряна значительная фундаментальная часть исследований и гораздо больше ограничений для участия в международных исследовательских проектах.

Поэтому возможности для оперативного вклада в борьбу с коронавирусом у СО РАН оказались ограничены. Но эта ситуация заставляет задуматься и о дальнейших перспективах, ведь, очевидно, что это не последняя эпидемия, с которой предстоит столкнуться человечеству. А Сибирь, помимо прочего, огромный природный резервуар для одного из главных переносчиков новых патогенов – перелетных птиц. Ситуация не является безвыходной, в академических институтах остались отдельные ядра – лаборатории и отделы, которые все-таки еще сохраняют компетенции, способные стать «точками роста» для более серьезного изучения проблем вновь возникающих инфекций. Да и китайская сторона готова рассматривать возможности для более долговременного сотрудничества, не замыкаясь в рамках эпидемии этой зимы. В общем, как во многих других вопросах, дело за организационными вопросами, которые находятся в компетенции не ученых, а чиновников, управляющих наукой. Насколько команда нового министра настроена на их решение покажут уже ближайшие месяцы. Но эта тема уже не относится к прошедшей пресс-конференции.

Георгий Батухтин

Фото - "Наука в Сибири"