«Садовая» терапия

Как гласит одна русская пословица: «Нет худа без добра». Вынужденный режим самоизоляции невольно подхлестнул возрождение некоторых социально значимых практик. Мы сейчас говорим об опыте в мировом масштабе. Если итальянцы устраивали на своих балконах хоровое пение, то прагматичные американцы решили заняться более полезным и перспективным делом, вспомнив, кстати, очень хорошие традиции.

К счастью, так совпало, что самоизоляция выпала на весну. Как мы понимаем, весна – как раз то время, с которого начинается дачный сезон. Учитывая, что не менее половины американцев проживают в малоэтажных домах, начала сезона они вполне могли отметить прямо на своих двориках. Конечно, ничто не мешает устраивать на собственном участке и хоровое пение. Кстати, среди изнемогавших на карантине россиян было немало тех, кто мечтал вырваться на природу или на дачу, чтобы устроить барбекю со своими друзьями и близкими. Как мы знаем, режим самоизоляции во многих городах страны очень часто нарушался как раз любителями шашлыков на открытом воздухе. Но среди россиян есть немало тех, кто использовал это время с пользой. Я говорю о дачниках и владельцах индивидуальных домов, для которых весенние работы по обеспечению «продовольственной безопасности» возобновились в прежнем режиме, несмотря на карантинный режим.

Почему я здесь обратил внимание на американских домовладельцев? Дело в том, что пандемия, как ни странно, надоумила некоторых из них заняться тем же, чем ежегодно занимаются российские дачники – выращиванием растений для еды. То есть обратиться к теме «продовольственной безопасности». Иным словами, кто-то оборудует свой участок, условно говоря, для «хорового пения», а кто-то использует землю по прямому назначению - как это делали еще первые поселенцы. В условиях самоизоляции у людей вдруг пробудился интерес к любительскому садоводству. Как прямо заявлялось на одном специализированном сайте для садоводов: настало время «заняться делом».

Некоторые авторы даже отметили терапевтическую роль садоводства, прямо заявляя, что такие занятию могут стать для американцев важным оздоровительным проектом, идеально подходящим как раз для условий самоизоляции. На их взгляд, это приятное занятие, способное отвлечь человека от плохих новостей и от бесполезной траты времени в социальных сетях. В самом деле, некоторые любители реально верят в «садовую» терапию. К тому же, считают они, возделывание сада может способствовать укреплению уверенности в себе, давая при этом материальные «бонусы» в виде самостоятельно выращенных здоровых и свежих продуктов.

Необходимо уточнить, что в английском языке словом gardening обозначают не только выращивание плодовых деревьев и кустарников. Сюда относится и то, что у нас связывают с огородничеством, то есть с выращиванием овощей. Поэтому американский gardener подобен нашему дачнику, который выращивает всё подряд – и плодовые деревья, и овощи. Да и само слово garden можно понимать еще и как «огород» (в нашем значении этого слова). 

Как я уже сказал выше, пандемия спровоцировала интерес к старой доброй традиции. Дело в том, что в недавней американской истории уже были хорошие практики, когда ответом на тяжелую общественную ситуацию становилось массовое садоводческое движение, поощряемое правительством. Так, во время Первой мировой войны был создан важный прецедент, связанный с решением проблемы продовольственной безопасности за счет «мобилизации» миллионов садоводов-любителей. В марте 1917 года – за несколько недель до вступления США в войну – правительством была сформирована специальная Национальная комиссия, занимавшаяся «военными» садами. Цель правительства заключалась в том, чтобы побудить как можно больше американцев заниматься самостоятельным выращиванием, сбором и хранением плодоовощной продукции. Это позволило бы осуществить поставки продовольствия европейским союзникам без ущерба для собственной продовольственной безопасности. В этой связи гражданам было настоятельно рекомендовано использовать все пустующие земли, не занятые на тот момент сельскохозяйственным производством. Сюда включались территории школ, больниц, предприятий, парков, дворов – вообще все свободные участки.

Благодаря пропагандистской кампании, призывавшей сеять «семена победы», в Америке возникло целое социальное движение, занимавшееся популяризацией любительского садоводства. Эти идеи активно распространялись через женские клубы, общественные объединения, торгово-промышленные палаты. Садоводам-любителям предоставлялись специальные брошюры с подробными инструкциями по агротехнике различных культур, включающие также советы по борьбе с вредителями и защите растений от болезней. Также давались советы по консервированию и сушке плодов. Мало того, Федеральное бюро просвещения вело пропаганду садоводства среди американских школьников, мобилизуя детей в качестве «солдат земли».

Усилия не прошли даром. В одном только 1917 году было возделано до трех миллионов новых садовых участков. В следующем году – более пяти миллионов. Так, собственно, было положено начало очень хорошей традиции. Несмотря на то, что после войны эта кампания закончилась, немалая часть любительских участков продолжала возделываться. В честь тех событий их стали называть «Садами Победы» (Victory Gardens).

Во время Первой мировой войны был создан важный прецедент, связанный с решением проблемы продовольственной безопасности за счет мобилизации миллионов садоводов-любителей После того, как Америка вступила во Вторую мировую войну, началась новая кампания. Причем на этот раз американцы проявили еще большую инициативу, осваивая не только свободные участки, но также переключившись на выращивание овощей в небольших ящиках и контейнерах. Это позволяло перенести «Сады Победы» даже на крыши многоэтажных зданий. Интересный факт: первые лица страны подавали гражданам наглядный пример, засаживая овощами газоны. Так поступила, например, Элеонора Рузвельт, собственноручно превратив в огородик лужайку напротив Белого Дома (причем, вопреки мнению министра сельского хозяйства).

В основном американские любители налегали на бобы, свеклу, капусту, морковь, кольраби, салат, горох, помидоры, репу, тыкву и мангольд. Кстати, наука также не оставалась в стороне. Начинающим фермерам давались рекомендации относительно того, как максимизировать продуктивность своего участка и спасать урожай от вредителей. О масштабах садоводческого движения наглядно говорят конкретные цифры. Так, в 1942 году в этом деле приняли участие 15 миллионов американских семей. В 1944 году их количество увеличились до 20 миллионов. Ими было произведено порядка восьми миллионов тонн продовольствия, что составляло более 40% от ежегодно потребляемых в США фруктов и овощей.

Так вот, несмотря на то, что участие правительства в поддержке любительского садоводства выпадало только на военные годы, в последнее время это движение переживает в Америке самый настоящий ренессанс. Тема продовольственной самодостаточности, самостоятельное выращивание здоровой продукции становится в этой стране всё более популярной. Причем, как мы уже отмечали, вынужденная самоизоляция воскресила тему «Садов Победы». Теперь американские садоводы-любители «мобилизуются» по собственной инициативе, воспринимая коронавирусную инфекцию по аналогии с мировой войной. В Интернете мне даже попадались призывы: «Посади свой коронавирусный Сад Победы!».

Некоторые активисты надеются на то, что массовое участие в этом деле способно поднять в обществе моральный дух и противостоять чувству неопределенности. Сегодня во всем мире нарастает тревога перед надвигающимся кризисом. И на этом фоне возделывание своего сада считается наиболее достойным занятием, поскольку здесь мы получаем не только терапию, но и реальную страховку на случай подорожания продуктов.

Интересно, что в условиях пандемии некоторые американцы продолжают обрабатывать свои крохотные участочки на территории «коллективных садов», которые можно найти даже в центре крупных американских городов (включая Нью-Йорк). Например, в Остине (штат Техас) за 50 долларов в год вы можете арендовать участочек размером три на шесть метров. Мизер, конечно же, но «для души» этого достаточно (по крайней мере, в своей квартире вам не найти и таких площадей). В этом году из-за коронавируса многие участки оказались неухоженными, поскольку горожане боятся слишком частого выхода на улицу. Тем не менее, некоторые из них, надев маски и перчатки, потянулись к своим участкам. Впрочем, иногда у пожилых людей страх пересиливал настолько, что они быстро возвращались домой со слезами на глазах. Несмотря на это, здесь уже появились свои активисты, пытающиеся возродить былое общение, пусть даже с соблюдением «социальной дистанции». Они пытаются воодушевить своих коллег личным примером, активно работая не только на своем участке, но и в социальных сетях.

Конечно, петь хором на балконах намного проще. Но, как видим, некоторые предпочитают орудовать инструментами. Как говорится, каждому – своё.

Константин Шабанов