С чего начнется «умный город»?

Я полагаю, никто не будет спорить с тем, что «умные технологии» не могут стать частью нашей повседневности без предварительной модернизации инженерной инфраструктуры. И одной лишь установкой счетчиков дело вряд ли ограничится. Как, например, можно вывести показания о расходе воды в единый вычислительный центр, если сам по себе поквартирный электронный сбор таких данных невозможен физически? Сегодня мы записываем показания счетчиков на квитки, а потом несем их в ЖЭУ. Там это все переписывают, и целая группа специалистов делает расчеты по оплате услуг. По-хорошему, электроника может избавить вас от этой необходимости, а конторских служащих - вообще оставить без работы. Мало того, любого жильца можно вообще избавить от необходимости ежемесячно простаивать в конторе ради оплаты коммунальных услуг, поскольку указанные процессы поддаются полной автоматизации.

В развитых странах это уже давно не фантастика. В качестве наглядной иллюстрации привожу пример с ЖКХ по-американски. Информацию мне любезно предоставил один российский предприниматель, живущий и работающий в этой стране уже пять лет.

 Начнем с того, что американцы очень щепетильны в вопросах, связанных с их повседневной жизнью. Наглядным подтверждением тому как раз и является сфера коммунальных услуг. Важно учитывать, что большинство граждан США проживают в собственных домах. Дома группируются в маленькие «райончики» - так называемые subdivisions. Обычно это от пятидесяти до двухсот домовладений, на которые распространяются общие правила проживания. В каждом таком «сабдивижине» действует определенное количество коммунальных операторов, предоставляющих весь спектр необходимых услуг – снабжение электричеством, водой, телефонной связью, газом, канализование стоков, вывоз мусора, стрижку газонов (у них это обязательно). При покупке дома вы в обязательном порядке знакомитесь с правилами проживания и вдобавок получаете от брокера все необходимую информацию относительно тех компаний, что предоставляют коммунальные услуги на территории данного «сабдивижина».

Очень важную роль здесь играет техническая сторона вопроса. Коммунальные операторы – это те, с кем вы заключаете договор об оказании услуг и с кем ведете расчеты. Иными словами – они занимаются «сбытом», имея дело с конкретными домовладельцами. Скажем,  генерирующие мощности, водонапорные станции, очистные сооружения, магистральные сети могут принадлежать и государству, и муниципалитету, и частной компании. Они заведуют логистикой, «дают» напряжение в сети или напор воды в трубопроводе.

А «коммуналищики» ко всему этому подключают потребителей, заводят электричество или воду непосредственно в дом. Именно они – заметим это - устанавливают приборы учета. Причем, устанавливают их за свой собственный счет! Такую услугу оказывают (специально это подчеркиваем) исключительно частные компании, очень дорожащие своей репутацией и конкурирующие за клиентов.

Бывает так, что едва въехав в дом, новый жилец получаете сразу несколько предложений, скажем, от «водопроводных» компаний. Как только вы заключили договор, от компании тут же приезжает техник и делает врезку «фирменного» счетчика, присоединяя его к трубе, заходящей в дом. Причем, на счетчик вам смотреть даже не нужно, поскольку нет необходимости (как у нас) заполнять всякие бланки и бегать с ними в ЖЭУ: счетчик с определенной периодичностью автоматически передают информацию о расходе воды в диспетчерский пункт компании (то же самое по электричеству и прочим услугам).

Точно так же здесь интересны и показательны для нас сами способы расчета за оказанные услуги.

 В Америке подавляющее большинство подобных расчетов осуществляется строго по «безналу». Использовать «кэш» для осуществления коммунальных платежей совершенно не принято. Оплата также проходит автоматически, через депозиты.

Заключая договор, вы получаете номер счета, куда будут перечисляться ваши платежи. Это так называемый персональный код. Деньги – опять же по договору – считываются с вашей электронной карты. По каждой операции вы получаете соответствующую «распечатку», где указано, сколько с вас сняли и за что.

В этой связи очень важно отметить один принципиальный момент. Деньги с вашего депозита переходят на так называемый трастовый («доверительный») счет. Распоряжаться деньгами с трастового счета как своими собственными компания не может. И банки за этим следят, в соответствии с законодательством. Вначале компания обязана рассчитаться со всеми контрагентами (включая владельцев магистральных сетей), уплатить налоги, и только оставшуюся часть она может забрать себе в качестве прибыли. На ее собственную долю может прийти, допустим, одна восьмая от всего, что было перечислено потребителями услуг. Всякие злоупотребления в работе с трастовыми счетами преследуются по закону. За такие вещи в Америке грозит реальный  срок (кстати, конкуренты там тоже не дремлют, и в случае чего могут донести куда следует, так что нарушать закон чревато). Представляете, как в таких условиях приходится «крутиться» коммунальному оператору, чтобы повысить прибыль!

Еще один важный момент, так или иначе влияющий на внедрение каких-то хитроумных приспособлений. Американцы очень дорожат своим «приватным» пространством, и американское законодательство выстроено так, чтобы обеспечить невмешательство в частную жизнь. При этом, что самое интересное,  в подавляющем большинстве американских subdivisions нет никаких заборов. Сам «сабдивижин» может быть огорожен (иногда только с одной стороны, рядом с транспортной магистралью), но внутри, между участками, заборы встречаются редко. Причем границы самих участков зачастую обозначены условно, однако ваш сосед четко понимает, за какую черту ему переходить без дозволения не стоит. А как быть с домашними животными, например, с собаками, которым закон не писан, а заборов вокруг нет? С этой целью широко применяются электронные ошейники. У хозяина псины простой выбор: либо банально сажать ее на цепь, либо использовать вот такое хитрое устройство. Часто хозяева выбирают второй, «инновационный» вариант. В противном случае им придется объясняться с полицейскими, поскольку в Америке вряд ли кто позволит, чтобы соседский пес свободно бегал по его территории.

Думаю, сказанного уже достаточно для того, чтобы оценить масштаб нашего отставания в сфере ЖКХ от Америки. Полагаю, что создание технических предпосылок для автоматизации всех процессов в коммунальной сфере есть первое необходимое условие для масштабного внедрения «умных технологий». В принципе, уже сейчас необходимо закреплять законодательно (на уровне развитых стран) соответствующие технические требования для новостроек, чтобы придать отчетливый «инновационный» облик новым домам. Прогресс произойдет лишь тогда, когда люди будут понимать, что жильцы новых домов не ходят в ЖЭУ с квитками, а рассчитываются за услуги автоматически. Что за порядком на придомовой территории здесь присматривают с помощью видеокамер. А дальше мы последовательно расширяем набор инноваций. Новый дом – это, например, дом с собственным энергоблоком, со своей солнечной электростанцией, со своей аварийной или энергосберегающей системой. Потом по образцу этих домов будет осуществляться реконструкция старых районов. Так постепенно можно провести «умную» эволюцию всего города. Но для начала необходимо воспроизвести то, что уже сделали до нас в других странах.

 

Олег Носков