Рыба с коварной «начинкой»

Популярный у нас на Севере салат «Индигирка» может оказаться опасным… для печени. Точно так же любители строганины сильно рискуют здоровьем, заглатывая кусочки сырой рыбы. Нет, сама рыба здесь не виновата. Опасность исходит от микроскопических паразитов, которыми иной раз буквально «нашпигована» ее мышечная ткань. Так что если вы являетесь горячим любителем «туземных» кулинарных традиций, вам самое время сдать анализы на наличие в вашем организме  гельминтов.

Это не шутка и не преувеличение. По данным Института цитологии и генетики СО РАН, в некоторых районах Сибири значительная часть населения инфицированы печеночным сосальщиком Opisthorchis felineus (который еще известен как сибирский сосальщик). Опасность заключается в том, что этот паразит способен подавлять иммунную систему человека и вызывать злокачественные опухоли (что как раз и было установлено в ИЦиГ СО РАН). Присасываясь к печени, он  продуцирует стимуляторы роста клеток, и ими же питается. Это как раз и вызывает риск канцерогенеза.

Как сказал заведующий отделением генетики животных и человека ИЦиГ СО РАН Вячеслав Мордвинов, проблему описторхоза очень долгое время игнорировали или же не уделяли ей должного внимания. Причем, так было не только в нашей стране, но и во всем мире. Обычно заболевания подобного рода связывают со странами третьего мира. Описторхоз широко распространен в Африке, в Юго-Восточной Азии, и как выяснилось – в сибирских регионах.

По словам Вячеслава Мордвинова, в некоторых поселениях, расположенных вдоль Оби, количество инфицированных жителей доходит до 80 процентов. «Люди с детства едят сырую или плохо просоленную рыбу, поэтому с раннего возраста заболевают описторхозом, переходящим в хроническую стадию.

И никто из них не знает, что самым тяжелым последствием данного заболевания может быть рак печени. Пока еще с нашим сибирским паразитом это официально на людях не доказано, зато мы хорошо знаем, что в Таиланде, где распространен близкородственный ему вид паразита, уже выявлена восьмидесятипроцентная ассоциация описторхоза с раком желчевыводящих путей», – отметил ученый. Из сказанного логически вытекает, что людей, страдающих хроническим описторхозом, можно рассматривать как возможных онкобольных.

Мировая практика показывает, что у некоторых онкологических заболеваний есть точные предвестники. На этом основании ВОЗ составила целый список мощных канцерогенов,  куда как раз вошли печеночные сосальщики, в том числе – Opisthorchis felineus. Так что проблема описторхоза гораздо сложнее, чем просто борьба с паразитами. Человек может от них избавиться, но последствия для организма от заражения могут быть гораздо сложнее.

В этой связи важно понять, как обезопасить себя от этой напасти.

Как было сказано, человек заражается через сырую или плохо приготовленную рыбу – недостаточно просоленную,  проваренную или прожаренную. Часто этому содействуют особые вкусовые пристрастия. Нередко любители зимней рыбалки тут же, на льду, лакомятся строганиной, макая нарезанные полоски сырой рыбы в соль и перец, частенько – «приправляя» это лакомство водкой. Подобное пиршество в ряде случаев превращается чуть ли не в ритуал. Не забудем и любовь к сыровяленой или малосоленой рыбе. Из-за нетерпеливости некоторые наши граждане норовят полакомиться рыбой как можно скорее, не дожидаясь окончательного приготовления.

Заражение может произойти даже из-за обычной халатности и невнимательности. Скажем, вы  почистили рыбу на разделочной доске, и потом на этой же доске, не помыв ее, нарезаете хлеб. В результате паразит может попасть в ваш организм с хлебом, а не с рыбой (которую вы, допустим, нормально прожарили). Как уверяет Вячеслав Мордвинов, вы рискуете заразиться, даже если просто, во время рыбалки, помяли выловленную рыбешку голой рукой, и потом этой же рукой взялись за сигарету.

Риск очень велик в связи с тем, что именно наш западносибирский регион представляет довольно сильный очаг заражения. Паразит очень хорошо прижился на наших речных и озерных просторах – от истоков Оби и до самого устья.  Наиболее падкой на эту заразу оказались язи - очень ценимые нашими рыбаками.  

Как утверждает Вячеслав Мордвинов, «по всем наблюдениям – и института цитологии и генетики, и ихтиологов, и паразитологов, – больше всего в нашем регионе инфицирован язь.  Но могут быть инфицированы практически любые пресноводные рыбы семейства карповых – и лещ, и плотва, и елец».

В меньшей степени инфицирован карась, но исключать ничего нельзя. Язь же в этом плане является печальным «рекордсменом». В крупных рыбинах, выловленных в низовьях Оби, самые лакомые куски мышц прямо-таки усеяны паразитами. Естественно, невооруженным глазом их не увидишь. Поэтому у многих рыбаков создается ложное впечатление, будто рыба абсолютно здорова и никакой опасности не представляет.

Самой большой загадкой для ученых на сегодняшний день является именно этот экологический аспект проблемы – происхождение нашего, западносибирского очага описторхоза. Почему Западная Сибирь стала таким излюбленным пристанищем для опасного паразита? Откуда здесь такой огромный, мощный очаг? Ответа пока нет. С другими странами в этом отношении всё гораздо яснее. Например, в случае с Таиландом всё совершенно понятно, уточняет Вячеслав Мордвинов. Плотность населения в Таиланде очень высока, из-за чего создается антропогенный очаг заражения: испражнения сбрасываются прямо в воду, а потом в этой воде вылавливают рыбу, которую едят практически в сыром виде. Поэтому инфицирование происходит очень эффективно. И такую картину можно наблюдать во всей Юго-Восточной Азии.

Что является очагом заражения в Западной Сибири, не совсем понятно, учитывая крайне низкую здесь плотность населения. Откуда здоровенные язи, живущие в низовьях Оби, где расстояние между соседними деревнями насчитывает многие километры, хватают такое количество паразитов? Человеческий фактор тут явно не причем. Возможно, в наших краях разносчиком заразы является какая-то непонятная «зверушка». По крайней мере, считает Вячеслав Мордвинов, это животное вносит какой-то весомый вклад в поддержание очага описторхоза. Болеть, конечно, могут разные животные – лисы, медведи, волки. Но  они, на взгляд ученого, создать такой очаг не в состоянии. Навскидку можно предположить, что виновницей является водяная полевка. Но эту гипотезу необходимо тщательно проверить.

К сожалению, данную  проблему пока никто не исследует, хотя ИЦиГ СО РАН и пытался инициировать поиски в этом направлении. Как мы понимаем, необходима соответствующая государственная программа, поддержанная финансово. Но чтобы она появилась, ученые должны достучаться до чиновников, доходчиво объяснив им, что описторхоз для Западной Сибири – проблема реальная, и подходить к ее решению необходимо так же, как это делается в тех странах, где опасность уже отчетливо осознали и приняли адекватные меры. Мы же делаем в указанном направлении только первые шаги. И пока специалисты бьют тревогу, простой народ продолжает следовать своим опасным «туземным» привычкам.

Олег Носков

В продолжение темы завтра читайте о том, как эту проблему решают в других странах и какие меры предлагают наши ученые.