Россия - родина лошадей


Ученые установилии регион одомашнивания предка современной лошади
25 октября 2021

Крупный коллектив ученых из разных стран, в состав которого вошли сибирские исследователи, проанализировал 271 геном древних лошадей. Оказалось, что предки современных домашних лошадей были доместицированы в Понтийско-Каспийской степи, а уже оттуда в конце III — начале II тысячелетия до н.э. распространились в другие регионы, вытеснив коней, одомашненных ранее (DOM1). Этому способствовало активное их использование в качестве упряжных и верховых животных. Статья об этом исследовании опубликована в журнале Nature.

Ученые из Университета Поля Сабатье (г. Тулуза, Франция) в рамках международного проекта «Pegasus» вместе с коллегами из 30 стран с помощью генетических и радиоуглеродных методов провели масштабное исследование происхождения современных домашних лошадей. Изучив образцы из всех предполагаемых центров одомашнивания, в том числе из Иберии, Анатолии, степей Западной Евразии и Средней Азии, ученые получили 264 древних генома этих животных. Также в исследование попали десять уже опубликованных современных последовательностей геномов и девять древних. Исследования были также поддержаны грантами Российского научного фонда (РНФ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).
Оказалось, что родиной предков практически всех современных домашних лошадей является Понтийско-Каспийская степь, которая простирается от Румынии до Урала. Эту линию лошадей ученые называют DOM2.

Идея о том, что степи Северного Причерноморья были плацдармом для формирования одомашненной лошади, высказывались учеными и раньше. Советская исследовательница В. И. Бибикова об этом написала еще в 1967 году. Считалось, что и лошадь Пржевальского могла быть в древности одомашнена, что, например, отражено в монографии этнографа С. В. Вайнштейна «Мир кочевников центра Азии». Но у этих предположений не было достаочного количества доказательств.

«Ценность статьи, опубликованной в журнале “Nature” заключается в консолидации результатов археологических, археозоологических и палеогенетических исследований. В этой работе принял участие коллектив российских и французских ученых в рамках выполнения проекта “Лошади и их значение в жизни древнего населения Алтая и сопредельных территорий: междисциплинарные исследования и реконструкции” (№19-59-15001), поддержанного РФФИ и фондом “Дом наук о человеке” Франции», — рассказывает заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии Института истории и международных отношений Алтайского государственного университета доктор исторических наук, профессор Алексей Алексеевич Тишкин.

В процессе миграций людей в конце III — II тысячелетии до н.э. на запад и восток одомашненные лошади из Понтийско-Каспийской степи стали доминировать в хозяйстве животноводов различных областей. Попали они и на юг Западной Сибири. Вероятно, такое быстрое распространение по Евразии связано с тем, что люди стали использовать лошадей в качестве упряжных и верховых животных. На Урале и в Казахстане обнаружены захоронения эпохи бронзы, в которых четко моделируется колесница, запряженная лошадьми. Лошади DOM2 активно использовались при различных перемещениях, в хозяйственной и в военной деятельности.

«Генетические варианты, которые позволили линии DOM2 так быстро распространиться, ассоциированы с контролем тревоги и агрессии, а также — с отсутствием хронической боли в спине. Одомашненные лошади отличались более спокойным поведением и лучше приспособлены к верховой езде и к тягловым нагрузкам, чем их дикие предки», — отмечает младший научный сотрудник лаборатории цитогенетики животных Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН Мария Александровна Куслий.

Линия DOM2 вытеснила лошадей линии DOM1, которая ранее была одомашнена в северо-восточных областях Казахской степи (многочисленные их останки находят при раскопках памятников ботайской археологической культуры, существовавшей в период энеолита — 3700–3100 годы до нашей эры). По данным археологии и естественных наук, доместицированных лошадей DOM1 не использовали для верховой езды. Их содержали ради мяса и, по мнению некоторых исследований, для получения молочных продуктов.

Характерные для лошадей линии DOM1 генетические варианты (или мутации) можно найти сегодня у лошадей Пржевальского. «Предполагается, что в какой-то момент ботайские лошади смешались с дикими линиями, и это привело к появлению известного нам сегодня вида лошади Пржевальского. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, была ли лошадь Пржевальского когда-нибудь по-настоящему одомашненной», — рассказывает Мария Куслий.

По своей конституции ранние одомашненные лошади из памятников разных археологических культур мало отличались друг от друга и даже от диких лошадей. Однако следы использования лошадей в качестве верхового животного можно выявить по патологиям позвонков, а также по определенным отметинам на зубах (следы от удил).

«На территории юга Западной Сибири были обнаружены костные останки как лошадей DOM1 (генетический анализ показывает их сходство с лошадьми ботайской археологической культуры), так и лошадей DOM2, которые датируются довольно ранним временем (22–21 вв. до н.э.) и относятся к елунинской культуре. Возникает вопрос: как эти лошади DOM2 настолько быстро попали из Причерноморских степей в Обь-Иртышское междуречье? Такой процесс можно связать с различными миграциями, но детали нам пока неизвестны, — говорит Алексей Тишкин. — Остается и другой вопрос: куда делась лошадь DOM1? Одичала, была вытеснена на другую территорию или её истребили в ходе тотальной охоты? Я думаю, что этими и другими аналогичными проблемами ученые будут заниматься в ближайшее время».

Диана Хомякова