Робот Da Vinchi в борьбе с раком

После полного удаления пораженного раком мочевого пузыря 53-летнего пациента специалисты Новосибирского научно-исследовательского института патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина (ННИИПК) произвели реконструкцию этого органа с помощью робота Да Винчи. Из-за очень большой распространенности опухоли возможности оставить часть мочевого пузыря не было, поэтому они сформировали резервуар из фрагмента тонкой кишки пациента, который теперь выполняет функцию мочевого пузыря в организме мужчины. В этот же резервуар врачи пересадили мочеточники. Таким образом, естественный пассаж мочи восстановился, и организм может выполнять необходимые физиологические функции естественным путем. Прежде больным просто вырезали пораженный орган, и им приходилось жить с катетерами, выведенными на кожу, необходимыми для обеспечения оттока мочи.

«К счастью, наука не стоит на месте. Сегодня мы можем выполнять малоинвазивные  реконструктивные операции. Благодаря таким вмешательствам у больных не остается кожных дефектов, отсутствуют внешние признаки перенесенной операции. Время пребывания пациента в клинике, а также время на реабилитацию и восстановление существенно сокращается, – говорит  руководитель Центра онкологии и радиотерапии ННИИПК, кандидат медицинских наук А.А. Жеравин.

Робот-ассистированные операции с реконструкцией мочевого пузыря редко выполняются в России по причине их технической сложности. В Сибири подобные одномоментные операции с такой формой восстановления мочевого пузыря не часто проводятся и «открытым» путем.

Нужно заметить, что Институт патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина постоянно расширяет спектр хирургических вмешательств. С осени прошлого года специалисты начали выполнять онкоортопедические операции.

«Это совершенно уникальное направление в онкологической практике. Клиник, которые располагают возможностью оказания помощи этой категории больных, – единицы в России», – замечает А.А. Жеравин.

При лечении опухолей опорно-двигательного аппарата специалисты производят в том числе и замещение дефектов длинных костей конечностей – эндопротезирование. Такие операции являются альтернативой ампутации. Они позволяют пациенту пользоваться собственной конечностью и практически дают возможность забыть о том заболевании, которое он перенес.

Если смотреть более широко на проблемы реконструктивно-пластической хирургии в онкологии, то, например, у пациенток, страдающих раком молочной железы, на сегодняшний момент есть возможность получить помощь в плане восстановления внешнего вида утраченной молочной железы различными способами: как с использованием имплантатов, так и собственных тканей.

«Варианты хирургического лечения, которые мы можем предложить своим пациенткам,  являются высокоэстетическими, и помимо достижения хороших онкологических результатов мы можем рассчитывать на косметический результат, полностью устраивающий пациентку», – комментирует А.А. Жеравин.

По его словам, сейчас активно  развиваются многие направления. Одно из самых современных направлений – таргетная терапия. Она направлена на опухолевую клетку-мишень. Создаются специальные препараты, которые избирательно действуют на механизмы, регулирующие рост опухолевой клетки.

«На сегодняшний момент разработан ряд препаратов, которые обладают узконаправленным действием, блокирующим механизмы активации роста и деления опухолевой клетки. Мы получаем клинически очень выраженные результаты даже у пациентов с распространенными диссеминированными формами заболевания. Это явный успех и прорыв в современной онкологии», – говорит А.А. Жеравин.

Работа в этом направлении продолжается, ведется поиск новых мишеней, разработка новых препаратов. В этом отношении неоценима роль фундаментальной науки, достижения которой позволяют получить более подробный портрет опухолевой клетки и иметь более полное представление о ее взаимодействии с окружением. По словам А.А. Жеравина, это направление затратное, дорогое, но оно является очень перспективным.

Центр онкологии и радиотерапии ННИИПК оснащен двумя линейными ускорителями Elekta Axesse. Это оборудование позволяет проводить высокоточное лечение опухолевых очагов любого размера и любой локализации и получать хорошие результаты, в том числе и при повторном облучении, например, если ранее проведенная лучевая терапия не дала желаемого результата, при рецидивах и метастазах. Кроме того, оборудование дает возможность лечения подвижных внутренних органов, таких как поджелудочная железа, печень, легкое и т.д.  Благодаря этим комплексам лучевая терапия подводится с высокой точностью к опухоли, при этом достигается существенное снижение лучевой нагрузки на  здоровые ткани.

«Мы стремимся к снижению нежелательных явлений, которые могут быть связаны с проведением лучевой терапии. В то же время мы достигаем очень высокой дозы в очаге опухоли-мишени. Эффективность стереотаксической конформной терапии в ряде случаев по результатам может конкурировать с хирургическими методами», – говорит руководитель отделения онкологии и радиотерапии ННИИПК Е.А. Самойлова.

Нужно заметить, что клиническое подразделение онкологии и радиотерапии работает с 2011 года. В среднем хирургическое лечение проходят около 100 пациентов в год, и около 1200 пациентов пролечиваются лучевой терапией.

На сегодняшний момент актуальными являются вопросы адресной доставки препаратов к опухоли. К сожалению, эта проблема до сих пор не решена. Ученые стараются достичь той концентрации лекарственного противоопухолевого аппарата, которая поможет достичь определенного  эффекта. Ведутся исследования, ведется поиск новых путей доставки этих препаратов к опухолевой ткани. Центр онкологии и радиотерапии работает над этим.

Анастасия Федорова