Ноябрьская встреча в научном кафе «Эврика» была посвящена механизмам и причинам канцерогенеза. Своим виденьем проблемы со слушателями поделилась Людмила Гуляева, доктор биологических наук, профессор кафедры фундаментальной медицины, преподаватель кафедры химии окружающей среды, заместитель декана по научной работе медицинского факультета НГУ, руководитель лаборатории молекулярных механизмов канцерогенеза НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН.
Рак, вопреки распространенному мнению, отнюдь нельзя назвать болезнью 21 века. Раковые опухоли находят даже у египетских мумий. А первые рассуждения о причинах появления рака, дошедшие до нас, следует отнести к средним векам. Одним из первых проанализировал ситуацию итальянский врач Рамазини. Он заметил, что у монахинь рак груди встречается чаще, чем у других женщин и предположил, что это связано с образом жизни женщин в монастырях, а именно с отказом от сексуальной жизни.
В начале 19-го века хирург лондонского госпиталя Персиваль Потт предположил, что так называемый рак трубочистов (рак кожи мошонки) возникает в результате длительного действия на кожу сажи. Подтвердить эту гипотезу удалось только в 1918 г. японским ученым Ямагиве и Ичикаве . Они вызвали у кроликов рак кожи, воздействуя на нее каменноугольной смолой.
Уже позже была доказана связь курения и рака легкого, работы на красильном производстве и рака мочевого пузыря и т.д. Но, несмотря на то, что причины некоторых видов рака известны уже достаточно давно, от победы над этим заболеванием человечество пока еще далеко. Хотя, как уверяет профессор Гуляева, в последнее десятилетие мы сильно продвинулись в этом вопросе.
Последние исследования самой Людмилы Гуляевой связаны с гормонозависимыми видами рака. В частности, с группой специалистов (в том числе с сотрудниками своей лаборатории и онкологами) она исследовала эстроген-зависимые виды рака: доброкачественную миому матки и гиперплазию эндометрия. Оказалось, что пик заболеваний ими приходится на молодой возраст (порядка 4 тысяч человек в Новосибирске). С возрастом, после начала менопаузы все чаще встречается рак матки и рак яичников. Рак молочной железы бывает двух видов: гормонозависимый и гормононезависимый. В результате он охватывает очень широкий возрастной пласт.
«Эстроген – это гормон молодости, - с улыбкой девушки из рекламного ролика говорит Людмила Федоровна. – Он помогает нашим клеткам омолаживаться, он заставляет их делиться. Но когда эстрогенов много в пожилом возрасте, то такое деление уже ни к чему хорошему не приводит…», - уже без улыбки предупреждает она.
Большинство процессов в клетке, в том числе и ее деление, регулируется сигналами извне: рецепторы на мембране улавливают сигнал, последовательным фосфорилированием белков этот сигнал передается в ядро, и уже там запускаются нужные гены. Сегодня доказано, что большинство видов рака связано с увеличением количества рецепторов. Поэтому зачастую лечение рака основано на прерывании сигнала по пути от рецепторов на клеточной мембране к ядру…
Особая ситуация сложилась с раком молочной железы. Есть гормонозависимый, гормононезависимый тип этого рака. Но отдельно выделяют трижды негативный тип. У него нет позитивных эстрогеновых, прогестероновых рецепторов и чувствительности к герцептину, а, следовательно, нет и подходов к гормональному лечению этого типа рака. Остается только химиотерапия…
10 % случаев возникновения рака молочной железы приходится на удвоение гена эстрогеновых рецепторов. Во многом похож на рак молочной железы рак простаты у мужчин. Рост этого заболевания начинается после пятидесяти лет, а пик приходится на девяносто.
Именно поэтому профессор Гуляева назвала его «болезнью старости». Его появление связывают с изменением работы андрогенных рецепторов. Неудивительно, что для лечения рака простаты используют кастрацию. Но порой среди клеток опухоли появляются раковые клетки, не чувствительные к кастрации. В этом случае надо искать новые подходы к лечению таких агрессивных форм рака простаты.
Недавние исследования показали, что некоторые загрязняющие вещества обладают эстроген подобным действием. Они тоже связываются с эстрогеновыми и андрогеновыми рецепторами. Например, подобными свойствами обладает ДДТ, который в народе называют дустом. Людмила Гуляева со своими коллегами ввела ДДТ и ПАУ (полициклические ароматические углеводороды) самкам крыс. Было обнаружено, что это сильно влияет на экспрессию микроРНК (аналогичные процессы происходят во многих видах злокачественных опухолей). То есть ДДТ, хоть и не влияет на ДНК напрямую, но может менять гормональный статус, метаболизм в клетках и количество микроРНК.
В Академгородке с 1958 по 1965 гг. леса обрабатывались ДДТ. По опубликованным в 2013 г. данным в общей сложности над Городком и ближайшими лесами распылили до 140 тонн дуста. Даже в наши дни концентрация ДДТ все еще выше нормы в 4 раза – он долго накапливается в пищевых цепях и плохо выводится из организмов.
Людмила Гуляева посмотрела данные по онкологическим заболеваниям в нашем научном центре. Оказалось, что если количество больных раком желудка или раком легких сравнимо со средними показателями по России, то гемобластоз, рак простаты, рак молочной железы и рак тела матки случаются у жителей Академгородка в два раза чаще, чем у среднестатистических россиян. «Медицинская статистика не только помогает подтвердить факты, но и подсказывает, где еще можно искать причины канцерогенеза, отмечает Людмила Федоровна. – Например, гемобластозы заставляют нас предположить, что сюда может быть вовлечен какой-либо стероидный рецептор».
«Рак – это страшная болезнь. И, честно говоря, слушать многие вещи тоже было страшно, - признается одна из слушательниц лекции, Александра. – Но в целом, встреча внушает оптимизм: ищутся новые подходы, делаются новые открытия. В том числе и у нас, в Городке. Хочется пожелать коллективу Гуляевой и ей самой больших успехов. Возможно, их работа спасет кому-то из сегодняшних слушателей жизнь».
Юлия Черная
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии