Радиоконсервирование

Ученые ВНИИ радиологии и агроэкологии (Обнинск), Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) и Новосибирского государственного исследовательского университета (НГУ) исследовали возможность обработки на ускорителе электронов ИЛУ-10 при дозах до 6 кГр для холодной пастеризации рыбных пресервов. Они выяснили, что при параметрах от 3 до 6 кГр на 99,9% снижается уровень микробиологического загрязнения этого продукта, а его вкусовые и физико-химические показатели при этом остаются в норме. Срок хранения в результате обработки увеличивается с 10 до 45 суток. Эксперименты проводились в Центре радиационных технологий ИЯФ СО РАН и НГУ, результаты опубликованы в журнале «Радиация и риск».

Рыбные пресервы не подвергаются термической обработке и поэтому их сроки хранения ограничены. При температурах от –8 до 0 оС они хранятся до трех месяцев, и совсем немного – до 10 суток – при температуре от 0 до +5оС. Задача увеличения сроков хранения при таких режимах решается производителем за счет добавления химических веществ – консервантов и соли. Это сказывается на вкусовых показателях продукции и, возможно, потенциально опасно для здоровья. В результате экспериментов ученые выяснили, что холодная пастеризация рыбных пресервов, которая исключает разогрев продукта, при дозах от 3 до 6 кГр на 99,9% снижает уровень микробиологического загрязнения и не меняет вкусовые и физико-химические показатели. За счет уменьшения количества микроорганизмов сроки хранения продлеваются до 45 суток при температуре до +5оС.

В установке ИЛУ-10, разработанной ИЯФ СО РАН, электроны ускоряются до высоких энергий (5 МэВ), что позволяет им проникать в среду с плотностью, равной плотности воды, на глубину до 2,5 см. В объеме продукта возникает ионизация, которая приводит к повреждению внутриклеточных структур и последующей гибели микроорганизмов. С увеличением дозы облучения эффективность антимикробного действия возрастает. Поэтому ионизирующее излучение в больших дозах (>10 кГр) широко используется для стерилизации биопрепаратов, медицинских инструментов и изделий (одноразовых шприцов, эндопротезов, перевязочных материалов и т.д.).

Электронные ускорители применяют для дезинсекции зерна, муки, круп и фруктов, обработки специй и трав.

«Отдельная задача, которая требует дополнительных исследований – электронное облучение полуфабрикатов и продуктов, готовых к употреблению, упакованных в герметичную тару. Если по каким-то причинам произошло микробиологическое загрязнение такой продукции, то только метод холодной пастеризации позволит его устранить или значительно уменьшить, а также обеспечить и продлить сроки хранения.

Например, сейчас мы проводим эксперименты с упакованным в модифицированной газовой среде мясным фаршем, и по предварительным данным, метод электронно-лучевой обработки эффективен так же, как и в случае с рыбными пресервами. Наличие упаковки принципиально важно для методов радиационной стерилизации, поскольку контакт облученного продукта с внешней средой нивелирует достигнутый антимикробный эффект.

Огромная область применения радиационной обработки упакованных продуктов – это военные пайки, пища для космонавтов, диетические продукты для больных со сниженным иммунитетом и многое другое», – комментирует ведущий научный сотрудник, заведующий лабораторией ВНИИ радиологии и агроэкологии, кандидат биологических наук Владимир Кобялко.

«Метод позволяет существенно продлить срок годности многих категорий продуктов питания и избежать добавления химических консервантов, – отметил руководитель Радиационного центра ИЯФ СО РАН и НГУ, заведующий лабораторией ИЯФ СО РАН, кандидат технических наук Александр Брязгин. – Что касается безопасности, то образующиеся продукты радиолиза с химической точки зрения принципиально не отличаются от продуктов термообработки, которая традиционно применяется при приготовлении пищи. Если мы не боимся термической обработки пищевой продукции, то почему мы должны опасаться радиационного метода? Важно и то, что энергия электронов в нашем ускорителе менее 10 МэВ, что исключает возникновение в продукте каких-либо радиоактивных изотопов».

Алла Сковородина

Фото Александр Брязгин