Радиация под сибирским контролем


26 апреля исполнилось 30 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС
27 апреля 2016

26 апреля исполнилось 30 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Над устранением последствий катастрофы, крупнейшей в истории мировой атомной энергетики, трудились множество специалистов. В связи с этим трагическим событием, участниками которого стали и сибирские ученые, оказались востребованы самые современные научные разработки в сфере обеспечения радиационной безопасности.

Сотрудники иркутского Института геохимии им. А. П. Виноградова СО РАН в первые же дни после аварии на Чернобыльской АЭС начали работу в белорусском городе Калинковичи, расположенном в 60 км от Чернобыля: специалисты выезжали туда группами, в опасной зоне побывали 18 человек.

Созданный в ИГХ СО РАН термолюминесцентный монокристаллический детектор ДТГ-4 и дозиметрический прибор на его основе позволял контролировать индивидуальный уровень облучения населения и ликвидаторов, а также мониторить состояние окружающей среды.

— С 1970 года в нашем институте развивалось такое направление — изучение радиационной физики твердого тела и роста кристаллов, — рассказывает заместитель директора института доктор физико-математических наук профессор Александр Иосифович Непомнящих, который в 1986 году возглавлял работу иркутской группы в зоне заражения. — В мире монокристаллические детекторы не выпускались из-за того, что специалисты не могли получить однородные по характеристикам монокристаллы. Мы же эти исследования выполняли по заказу Госкомитета по науке и технике СССР и в 1982 году закончили. Затем целый ряд работ сделали для военно-морского флота, провели государственные испытания нашего детектора. В 1983 году получили на него технические условия, а с 1985 года организовали опытное производство у себя в институте. Когда случилась авария, у нас уже был готовый прибор и измерительный пульт для него.

Принцип применения аппарата прост. Кристалл накапливает радиацию, затем для анализа помещается в прибор, который преобразует излучение в свет и выдает результат в виде сигнала термолюминесценции. По инструкции детектор может быть использован не менее 500 раз, однако на испытаниях он показывал успешную работу и после 3000 рабочих циклов.

В Белоруссии ученые были почти пять месяцев. Уже в июне они представили первый отчет, из которого следовало, что необходимо наладить индивидуальный дозиметрический контроль населения на загрязненных территориях, так как разброс доз составлял 1,5—2 порядка.

— По территориям разница — в два-три раза, а в дозах, получаемых населением, — в 100 и более раз, — объясняет Александр Иосифович. — Это связано с профессиональной деятельностью людей: максимальные показатели были у лесников, животноводов, селян. Минимальные — у домохозяек.

Отчеты за подписью тогдашнего председателя СО АН СССР академика Валентина Афанасьевича Коптюга направили руководству страны. На основании данных, представленных учеными, правительственная комиссия постановила, что институт должен отправить в Чернобыль около 100 тысяч детекторов. Было принято и второе решение — о создании центров дозиметрического контроля на базе эпидемиологических станций в Ленинграде, Брянске и Москве. В связи с резко возросшим спросом встал вопрос об организации промышленного выпуска сибирских дозиметров.

— По настоянию директора института академика Л.В. Таусона Иркутским обкомом было направлено письмо в ЦК КПСС и Совмин СССР о необходимости организации производства твердотельных детекторов в Иркутске, — говорит А.И. Непомнящих. — Вскоре вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР: создать производство твердотельных детекторов на базе Ангарского химического электролизного комбината. А постановлением СО АН СССР было предусмотрено формирование опытного участка на базе нашего института. Опытный участок был организован, и до передачи технологии в Ангарск мы создали около двух миллионов детекторов. Они работали в центрах при санэпидстанциях на Украине, в Белоруссии, в России.

Позднее технология была передана в Ангарск, где и сейчас на основе детекторов ИГХ СО РАН выпускают серию комплексов для измерения гамма- и нейтронного излучения. Совместно с Байкальским институтом природопользования СО РАН нами был разработан тонкопленочный детектор для дозиметрии бета-излучения. Сегодня эти приборы активно используются там, где нужен постоянный контроль за уровнем облучения, например, в рентген-кабинетах учреждений здравоохранения, на предприятиях соответствующего профиля.

В 2004 году группа сотрудников института в коллективе соавторов из Ангарского электролизного химического комбината получила премию Правительства РФ в области науки и техники за разработку научных и практических основ создания и организацию серийного производства комплекса средств термолюминесцентной дозиметрии внешнего облучения персонала и населения.

Далеко не все из 18 побывавших в Калинковичах иркутян сегодня продолжают работу в ИГХ СО РАН. Кто-то трудится в других научных организациях, кто-то занялся предпринимательской деятельностью. Некоторые ушли из жизни. Однако неизменной остается традиция, по которой каждый год в апреле «чернобыльская» группа собирается в Институте геохимии в Иркутске.

Юлия Смирнова, пресс-центр ИНЦ СО РАН

Фото:  Владимира Короткоручко