«Приземление» сверхбогатых

Летом прошлого года, когда с высоких международных трибун кричали об угрозе глобального дефицита продовольствия из-за «российской агрессии» против Украины, по социальным сетям разлетелась шокирующая информация о том, Кто теперь на самом деле контролирует богатые украинские черноземы. Согласно этой информации, примерно 17 миллионов га первоклассной земли на территории Украины оказались в руках у трех транснациональных корпораций США - Monsanto, Cargill и Dupont. В некоторых версиях фигурировали имена таких известных миллиардеров, как Джордж Сорос, Уоррен Баффет и Билл Гейтс.

Впрочем, никаких доказательств на этот счет не приводилось, и далее пошли вполне ожидаемые опровержения, в том числе со стороны украинских чиновников. Однако тему полностью закрыть не удалось. Началась разноголосица, усиливавшая подозрение насчет того, что в подобных делах дыма без огня не бывает. Скажем, утверждалось, что иностранцы все-таки приобрели землю, но не 17 миллионов га, а в десять раз меньше. Или заявлялось, что транснациональные компании на самом деле ничего не скупали, хотя вполне могли это сделать через свои инвестиционные фонды. Напомним, что еще в 2021 году появлялись сообщения о том, что Украина занимает второе место по объемам транснациональных инвестиций в сельское хозяйство, которые совокупно охватывают площадь сельхозугодий в 3,3 миллиона га. В общем, захват украинских черноземов иностранным капиталом в теории совсем не исключается, а как обстоят дела на практике, мы вряд ли узнаем в подробностях.

В данном случае нас интересует не конкретное состояние дел с украинской землей, а сама тенденция к скупке первоклассных сельскохозяйственных угодий со стороны наиболее «продвинутых» миллиардеров, разбогатевших на биржевых спекуляциях или на цифровых технологиях. Как откровенно признался упомянутый выше Джордж Сорос, скупка сельскохозяйственных земель – одна из лучших инвестиций нашего времени! В недавнем прошлом он подтвердил это на практике, занимаясь скупкой больших участков земли и подавая наглядный пример другим финансовым спекулянтам.

Известно, что «прогрессивные» миллиардеры охотно инвестируют в проекты, связанные с экологией и так называемой «защитой климата». Мало того, в последнее время поддержка таких проектов стала неотъемлемой чертой их имиджа в роли проводников прогресса и спасителей планеты. Поэтому логично было бы ожидать, что их интерес к сельскохозяйственным землям преследует те же прогрессивные цели, то есть как-то сопряжен с внедрением «зеленых» технологий применительно к производству продуктов питания. Но так ли это на самом деле?

Самым ярким примером на этот счет является миллиардер Билл Гейтс, давно уже создавший себе образ неутомимого борца за «зеленое» будущее. Возможно, в нашей стране пока еще не всем известно о том, что знаменитый основатель компании Microsoft на сегодняшний день является крупнейшим в США лендлордом, имея в собственности более 100 тысяч га сельскохозяйственной земли в 18 штатах страны. Приобретением земельных участков занимается созданная еще в 1995 году холдинговая компания Cascade Investments, управляющая сегодня активами на сумму более 40 миллиардов долларов. Будучи непубличной компанией, Cascade Investments не разглашает информацию об активах, поэтому до деталей докопаться со стороны не так-то легко. Тем не менее, кое-что о деятельности Билла Гейтса в роли крупнейшего землевладельца всплывает наружу. И некоторые моменты весьма красноречивы.

Начнем с того, что в большинстве случаев земельные владения используются по прямому назначению – для выращивания товарной (именно товарной) сельхозпродукции. Так, в северной Луизиане на площади около 30 тысяч га выращивается соя, кукуруза, хлопок и рис. В Небраске на площади около 9 тысяч га выращивается соя. В штате Вашингтон Гейтсу принадлежит более 5,5 тысяч га картофельных полей – настолько огромных, что они видны из космоса. Часть выращенной здесь продукции поступает в рестораны Макдональдс для приготовления картофеля фри.  А в штате Флорида не землях Гейтса выращивается морковь

В целом, вполне «обыденное» масштабное фермерство – без всяких замахов на какие-то особые «зеленые» инновации во имя экологии, климата и устойчивого развития. Как сказано в приведенной публикации, Билл Гейтс НЕ РАССМАТРИВАЕТ свои инвестиции в американские сельскохозяйственные угодья как часть грандиозных замыслов по спасению планеты от глобального потепления. Сам миллиардер открыто признает, что скупка земли не имеет прямого отношения к климату. По большому счету, приобретение таких активов вытекает из инвестиционных планов Cascade Investments. Правда, в этой компании не комментируют, каковы ее настоящие интересы при покупке земельных участков. В теории, конечно, предполагается разработка программ по организации «устойчивого» сельского хозяйства. Но на практике мы видим привычное монокультурное производство, нацеленное на извлечение прибыли. Бизнес как бизнес – без каких-либо поправок на климатические цели.

Фермеры, чьи земли находятся по соседству с землями семьи Гейтсов, констатируют, что, несмотря на солидной состояние этой супружеской четы, они не сделали ничего серьезного для сохранения окружающей среды. Например, во Флориде складывается опасная ситуация с забором воды из водоносных горизонтов. У местных фермеров была надежда на то, что Гейтсы вложат средства в развитие более прогрессивных методов ведения сельского хозяйства, которые позволят компенсировать экологический ущерб он интенсивной эксплуатации земельных угодий. Однако ничего подобного не произошло. По словам одного местного фермера, с приходом Гейтса в эти края в сельскохозяйственном производстве ровным счетом ничего не поменялось. Кроме того, необходимо учитывать, что сам Гейтс выступает в роли арендодателя, и конкретные методы ведения сельского хозяйства его, по большому счету, не интересуют. Всё это находится на совести фермеров-арендаторов, многие из которых вообще пришли из других мест.  Говоря по-простому, новоявленный лендлорд банально извлекает земельную ренту. А что касается экологически продвинутых, «устойчивых» методов ведения сельского хозяйства, но наш сверхбогатый землевладелец предпочитает испытывать их где-нибудь в Африке, куда он время от времени наведывается и где как раз проявляется его образ «спасителя планеты» (о чем он рассказывает журналистам, отчитываясь перед ними о своей деятельности на климатическом поприще).

Красноречивым штрихом является еще и то, что Cascade Investments скупила свои земли через целую сеть из двадцати двух подставных компаний с ограниченной ответственностью. По сути это означает, что «спаситель планеты» банально путает следы, стараясь как можно тщательнее скрыть информацию о своих реальных владениях. Так, в северной Луизиане инвестиционная фирма Гейтсов владеет сельскохозяйственными угодьями как минимум через три подставные компании!  И это происходит на территории США, где уже половина земельных угодий – по данным американского Минсельхоза – сдается в аренду фермерам новоявленными лендлордами. Билл Гейтс – один из них. Многие овощи, которые сейчас едят американцы, восходят к его земле, а также к землям других миллиардеров. И самое тревожное в этой истории то, что крупномасштабная скупка земли, предпринимаемая миллиардерами вроде Гейтса, отрезает мелким фермерам доступ к рынку. Фактически, там, где обосновываются сверхбогатые, там устанавливается монопольное право самых сильных «акул бизнеса».

В свете сказанного остается только задаться вопросом о странной эволюции современного западного капитализма, когда «цифровые» магнаты и биржевые спекулянты входят в роль новой земельной аристократии, новых феодалов. В то время как простым апологетам технического прогресса предлагается вкладываться в криптовалюту и разные виртуальные активы, главные проводники этого самого прогресса вкладываются в самый древний актив – в продуктивные (пока еще) сельскохозяйственные земли.  И в самом деле: «цифрой» сыт не будешь, в то время как спрос на еду будет всегда. И у кого в руках хлеб, у того в руках реальная власть.

Константин Шабанов