Исторически сложившаяся система знаний привела к значительному отставанию темпов развития гуманитарных наук от технологических достижений. За последние столетия технический прогресс прошел от конной повозки до космического корабля, от примитивных счет до современного компьютера. Тогда как большинство социологических и логико-лингвистических проблем еще ждут своего решения. Достаточно вспомнить то, что в древности были достигнуты значительные успехи в эволюции языка. Но со времен Аристотеля – отца классической логики – мало что изменилось в процессах воссоздания смыслового поля, поля значений между сознанием и предметами.
Сегодня мы можем говорить о существовании информационной проблемы, которая заключается в следующем: когда полезная информация становится стратегическим ресурсом, неуправляемый хаотический рост количества несистематизированной информации, ведет к размыванию смысловых границ понятийного аппарата и затрудняет поиск необходимых сведений.
Это и вызвало разговоры о «кризисе науки». Выходом из этого «состояния кризиса» может быть, прежде всего, смена мировоззренческих парадигм и, уже за тем, обновление методологических средств и разработка новых системных конструкций.
Следующим шагом станет моделирование на уровне конкретной научной дисциплины – экономики. Новые методы позволят строить многоуровневые модели хозяйственных комплексов, отличающиеся конструктивной симметрией своих компонентов.
Ниже предлагается рассмотреть в рамках этого подхода функциональную модель института собственности.
Отношения собственности в процессе развития общественных формаций играют ключевую роль, право на собственность определяет уровень жизненно важных интересов, величину доступных средств и объем потребляемых благ. Поэтому проблемы регулирования прав собственности на различные объекты всегда вызывали интерес не только у теоретиков-экономистов, но и являлись основным стимулом в конкурентной борьбе за право пользования, распоряжения и владения объектами собственности. Кроме этого, институт собственности является движителем общественного прогресса и характерным фактором политической системы.
Тем не менее, многие вопросы, связанные со структурой и содержанием института собственности, а также с методами присвоения, способами отчуждения и юридической корректностью гражданских, имущественных и хозяйственных прав вызывают критику со стороны специалистов разных стран. Часто поиск ответов на эти вопросы затруднен в связи с отсутствием системных представлений о структуре и содержании его функций. Поэтому есть все основания сформировать нормативную функциональную модель института собственности, охватывающую весь набор возможных решений.
Многоуровневая модель института собственности может стать более точным инструментом при выборе эффективных форм собственности с целью построения конкурентоспособного государства. Государства, которое способно целесообразно использовать природные ресурсы, мотивировать предпринимателей к инновационной деятельности и удовлетворять социально-экономические потребности населения.
Для начала рассмотрим определения системных факторов, которые наиболее достоверно способны отобразить состояние института собственности.
Собственность – отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом) с другой стороны. Следовательно, номинальный смысл отношений собственности можно выразить тремя группами факторов: тип субъекта, вид отношений, класс объекта.
Субъектами отношений собственности могут быть: личность, коллектив, общество. Основу хозяйственных отношений составляют следующие виды социальной активности: присвоение, владение, отчуждение.
Ресурсами можно считать совокупность тех предметов и сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров и услуг.
Средствами считаются те факторы хозяйственной системы, которые непосредственно включены в фазу воспроизводства. К благам обычно относят предметы, продукты и услуги, обладающие какими-либо полезными свойствами.
Сведем наименования системообразующих факторов в тезаурус матрицы функций института собственности (табл. 1).
Таблица 1. Тезаурус института собственности
i |
Субъект |
j |
Отношения |
k |
Объект |
i0 i1 i2 |
Личность Коллектив Общество |
j0 j1 j2 |
Присвоение Владение Отчуждение |
k0 k1 k2 |
Ресурсы Средства |
В результате комбинаторики 9 исходных факторов формируется 27-мь трехфакторных функций института собственности генерального уровня. Их в свою очередь можно разделить на семь уровней, каждому из которых присуща своя модель института собственности.
7-й уровень – личное присвоение ресурсов напоминает о функциях на ранней стадии первобытнообщинного строя. Тогда не было ни средств, ни благ – любая добыча являлась природным ресурсом (плоды, рыба, животные). Наш предок, в борьбе за выживание, без каких либо на то юридических прав присваивал (добывал, отвоевывал, захватывал) те предметы флоры и фауны, которые ему были жизненно необходимы.
6-й уровень – личное, фамильное владение трудовыми ресурсами широко практиковалось при рабовладельческом строе, потому что владеть трудом можно только абсолютно владея человеком – его носителем.
5-й уровень – общественное присвоение ресурсов проявляется в праве элиты феодального строя (дворянства) распределять между собой, прежде, всего природные ресурсы (земли, угодья) при том, что низшие сословия не претендовали на них.
4-й уровень – самый многочисленный и самый хаотичный. И все его функции присущи капиталистическому строю – право корпораций распоряжаться средствами, право личного владения благами, приоритеты частной собственности и т.д.
3-й уровень – социалистический строй. На этом уровне функций института собственности не намного меньше, чем на 4-м уровне. Поэтому современные социалистические страны практикуют широкий спектр функций института собственности в народном хозяйстве.
2-й уровень – общественное владение благами; присуще коммунистической идеологии, провозглашающей приоритет общественных ценностей над коллективными и личными интересами.
1-й уровень – присущ идеалистической формации, которая предполагает приоритет духовного над материальным и подразумевает освобождение индивидуума от самого права собственности.
Кроме того, в матрице экономических отношений собственности имеются три функции, которые считаются ключевыми: частное, коллективное и государственное владение (распоряжение). При этом, коллективное распоряжение всегда является средним элементом матрицы, а две другие занимают крайние позиции (наименее и наиболее ценное), характеризуя тем самым тип состояния матрицы экономических отношений собственности.
Центральное положение функции «коллективное распоряжение средствами» указывает на то, что этот вид отношений, с одной стороны не вступает в прямые противоречия ни с частным капиталом, ни с государственным регулированием. С другой стороны, стратегия корпоративного управления не всегда в полной мере удовлетворяет некоторых частных акционеров, а экономические интересы корпорации не всегда соответствуют экономическим интересам государства. Поэтому эта функция института собственности имеет средний уровень ценности в любой системе экономических отношений.
Состояние матрицы института собственности в позиции, когда наибольший приоритет отдается «личному владению ресурсами», позволяет ограниченному кругу людей эксплуатировать, прежде всего, природные ресурсы «в своих интересах». В то время как государству отводится роль простого пользователя экономическими благами, с ограничением вмешательства в экономические процессы и порицанием больших расходов на социальную сферу.
Диаметрально противоположной является позиция, характеризующаяся высокой оценкой «государственного владения ресурсами» и низкой оценкой «личного пользования благами». В такой экономической системе ценится умеренное личное потребление благ и обширное государственное владение ресурсами. То есть, в системе «социального идеализма» проблему «безграничности потребностей и редкости ресурсов» предлагается решать нормализацией материальных потребностей и общественным контролем за эксплуатацией природных ресурсов.
На практике оба крайних варианта – большая редкость, обычно институт собственности занимает промежуточную позицию. Именно эти промежуточные варианты позиций матрицы института собственности соответствуют состоянию шкалы ценностей большинства экономических систем в современном мире. В странах с рыночной экономикой возрастает ценность общественных благ и государственного регулирования. В странах с жестким режимом государственного управления, возрастает роль рыночных механизмов и набирают ценность способы свободного ведения бизнеса.
Такая многоуровневая модель института собственности может стать более точным инструментом при выборе эффективных форм собственности с целью построения конкурентоспособного государства. Государства, которое способно целесообразно использовать природные ресурсы, мотивировать предпринимателей к инновационной деятельности и удовлетворять социально-экономические потребности населения.
Елена Горчакова, к.э.н.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии