Новосибирск и Севастополь стали побратимами

– Не секрет, что СМИ часто пишут о происходящем в Крыму, как и на Украине, диаметрально противоположные вещи, в зависимости от того, на чьей стороне конфликта они находятся. И при этом обвиняют друг друга во лжи. Целью нашего визита было получение информации о ситуации в Крыму из первых рук, от самих жителей полуострова. А также – установление дружеских отношений с крымскими городами, прежде всего с Севастополем. Можно сказать, что обе цели были достигнуты: мы не только смогли сами увидеть, как сегодня живут крымчане, но и заключили соглашение о побратимских связях между Новосибирском и Севастополем (его уже подписали севастопольский губернатор Сергей Меняйло и наш мэр Анатолий Локоть). Кстати, Новосибирск стал первым муниципалитетом России, который начал процесс развития побратимских связей  после воссоединения с Крымом.

– Сегодня украинские и западные СМИ говорят о «всеобщем разочаровании» крымчан от вхождения в состав России. Насколько это достоверно?

– Это абсолютная ложь. Наоборот, мы наблюдали повсюду радость, патриотический подъем. Причем, это настоящая инициатива снизу, без чиновничьей «режиссуры». Так получилось, что наш приезд в Севастополь совпал с Днем города и я попал на фестиваль духовых оркестров флотов России. На площади собрались десятки тысяч человек, от пожилых до совсем молодых, и многие пришли с российскими флагами, искренне пели гимн. Так что жители Крыма совершенно искренне радуются итогам референдума, для них это настоящее возвращение домой. Конечно, это непростой процесс, есть сложности, но не надо их преувеличивать.

Например, ситуация с водой. Начнем с того, что перекрытие Украиной канала с пресной водой южной, курортной, зоны не коснулось вообще – там есть свои источники воды. А канал был призван, прежде всего  орошать земледельческий комплекс севера Крыма. Но и там все не так трагично. Раньше на севере воду получали из подземных колодцев. Затем, в брежневские времена было решено построить этот канал, который направил в Крым часть днепровской воды. А колодцы законсервировали. Население было этому не очень радо, потому что качество воды было хуже.

А после аварии на Чернобыле в ней и уровень радиоактивности повысился на некоторое время. Так что сейчас, когда ситуация заставляет вновь вернуться к прежним источникам воды, многие этому даже рады. А дождливая погода облегчила переходный период.

– Но ведь кроме надуманных проблем есть и реальные?

– Да. Их немало, но они не относятся к разряду неразрешимых. Главная проблема – снижение числа отдыхающих из-за транспортной оторванности Крыма. Раньше основная масса туристов прибывала в Крым поездами. Сейчас из-за политики Киева поток пассажиров из Украины резко упал, а российским туристам и вовсе преградили путь. Так что попасть в Крым граждане России теперь могут только паромом или самолетом. Но оба эти канала имеют ограниченную пропускную способность. Ситуация должна измениться после завершения строительства моста через Керченский пролив. Но пока в Крыму затишье. И если крупные санатории и гостиницы как-то выходят из положения, во многом благодаря нашим бюджетникам, которые едут отдыхать по путевкам, то среднему и малому бизнесу приходится сложно. Но, как уверяют сами крымчане, если эта ситуация не затянется на долгие годы, они переживут этот кризис. Тем более, само по себе южное побережье Крыма, в силу своих природных особенностей и исторических достопримечательностей, очень перспективная зона для развития туристического бизнеса.

Губернатор Севастополя подписывает текст Соглашения о побратимских связях с Новосибирском – Все же, Ваша делегация представляла не турбизнес, а промышленность. Есть ли что-то интересное в Крыму для промышленности и науки Новосибирска?

– Конечно, за годы «самостийности» промышленный сектор Крыма очень сильно деградировал. Но он не уничтожен полностью и возможности для сотрудничества есть. Например, наши заводы и научные институты интересует испытательный полигон в Феодосии, знакомый им еще с советских времен. Остались и некоторые заводы, но здесь главной преградой является урегулирование вопроса их собственности. Например, судоремонтный завод в Севастополе принадлежит Петру Порошенко. Есть там предприятия и других украинских олигархов. Их владельцы проводят политику отказа от всякого сотрудничества с Россией, но сами производства находятся на нашей территории. И мы не можем их просто национализировать, поскольку это будет нарушением международного права. Конечно, эту проблему можно решить через выкуп акций или создание нового производства, но все это потребует немало времени и инвестиций. Очевидно, что процесс будет долгий.

Также не стоит забывать, что в Крыму еще в советские времена была создана мощная научная инфраструктура. Она сохранилась лучше, чем машиностроение, да и интересов иностранных олигархов там меньше. Поэтому сотрудничество Крыма и Академгородка в научной сфере развивать будет намного проще.

– Возвращаясь к соглашению о побратимстве – этот документ будет подкреплен какими-то практическими мероприятиями?

– Безусловно, просто подписать бумагу и на этом успокоиться было бы неправильно. Уже на следующей неделе мы проводим большое совещание, на него приглашены работники мэрии, депутаты и представители турбизнеса. Будем вырабатывать механизмы по увеличению потока отдыхающих от нас в Крым, в том числе по линии различных льготников. Это на сегодня – самая лучшая помощь крымчанам. Но на одном туризме мы зацикливаться не намерены, будем развивать и другие формы сотрудничества – в культурной сфере и т.д. На меня уже выходили, например, наши спортсмены с идеей проведения совместных спортивных турниров. Вообще, точек соприкосновения можно найти массу, было бы желание. А как раз желания дружить что у севастопольцев, что у сибиряков – хоть отбавляй.

 

Георгий Батухтин