Новая напасть

В последнее время эпидемиологические угрозы явно уступили пальму первенства надвигающимся продовольственному и энергетическому кризисам. Уступили, но не ушли совсем: в новостях стали реже упоминать коронавирусы, зато на горизонте замаячила новая угроза – обезьянья оспа. Насколько она реальна для нас – разбирались эксперты в пресс-центре «ТАСС Сибирь». Ну а поводом стал первый случай выявления этого заболевания на территории Российской Федерации.

В отличие от COVID-19, оспа обезьян – заболевание редкое, но не новое. Сам вирус-возбудитель относится к роду ортопоксвирусов (как и возбудители других форм оспы) и был открыт в пятидесятые годы прошлого века, а первого зараженного им человека зафиксировали в 1970 году в Демократической Республике Конго (Заир). В период с 1981 по 1986 год ВОЗ зарегистрировал в ДРК/Заире еще 338 подтверждённых случаев, 33 пациента погибли. Потом была вспышка в середине 1990-х, когда заразилось около пятисот человек (опять-таки эпидемия не вышла за пределы этой африканской страны). Правда, вскоре это же заболевание стало регулярно встречаться и на западе континента, в Нигерии. Да и после вне Африки отмечались единичные случаи заражения и все они имели «завозной» характер. Так было вплоть до нынешнего года – начиная с мая случаи заражения фиксируются чуть ли не ежедневно и по всему миру.

«Скорость и масштабы распространения этой вспышки настораживают специалистов по всему миру. Похоже, что вирус приобрел способность размножаться намного легче, чем это было раньше», - отметил академик РАН Сергей Нетесов. Он также заметил, что наша страна довольно хорошо подготовлена к этой угрозе, поскольку в Государственном научном центре вирусологии и биотехнологии «Вектор» уже более тридцати лет изучают подобные вирусы.

Эту тему продолжил главный научный сотрудник ГНЦВБ «Вектор», профессор Сергей Щелкунов, которого считают одним из главных экспертов по таким вирусам в России. Эту тему продолжил главный научный сотрудник ГНЦВБ «Вектор», профессор Сергей Щелкунов, которого считают одним из главных экспертов по таким вирусам в России. Он рассказал, в частности, что учеными «Вектора» разработана тест-система по выявлению этой инфекции и её уже поставили в 20 диагностических центров Роспотребнадзора в разных регионах страны. «Она изготавливается полностью из отечественных компонентов и представляет собой упрощенный вариант тест-системы, работающий в режиме реалтайм-ПЦР», - рассказал он.

Также представители «Вектора» напомнили, что во время недавней пандемии они наработали опыт быстрого изготовления подобных тест-систем в больших объемах и при необходимости могут повторить его, обеспечив соответствующий запрос со стороны диагностических лабораторий.

Что касается возможной вакцинации, то еще до вспышки этого года, специалистами центра была создана живая культуральная вакцина, которая формирует иммунитет к разным ортопоквирусам ничуть не хуже, чем те вакцины, с помощью которых в прошлом веке победили человеческую оспу (напомним, с 1980 года эта инфекция считается полностью исчезнувшей во всем мире). Сейчас она проходит стадию государственной регистрации и вскоре должна получить все необходимые сертификаты.

«Конечно, о массовой вакцинации сейчас вопрос не стоит. Да и история ликвидации оспы в разных странах показала, что самым эффективным средством стал строгий эпиднадзор, изоляция заболевших и контактировавших с ними людей. А также кольцевая вакцинация всех потенциальных контактеров. При оперативном реагировании речь идет об относительно небольшой группе людей. И этого было достаточно, чтобы купировать вспышку болезни, избежав ее перерастания в эпидемию», - подчеркнул Сергей Щелкунов.

Также сотрудники «Вектора» напомнили, что приобретенный в ходе вакцинации с течением времени падает, хоть и не исчезает полностью. Поэтому в те времена, когда оспа еще не считалась окончательно побежденной, практиковалась ревакцинация в восемь и шестнадцать лет. И теперь, люди, родившиеся до 1980 года и, соответственно, вакцинированные от вируса оспы (и других ортопоксвирусов), вероятно, менее восприимчивы к заражению, но не могут читаться полноценно защищенными от него.

Оценили эксперты и недавнюю совместную разработку ученых Института органической химии и «Вектора» - препарат НИОХ-14, который как раз и создавался для лечения инфекций, вызываемых такими вирусами. В настоящее время НИОХ-14 успешно прошел все стадии доклинических испытаний и первую фазу клинических испытаний на добровольцах. По словам разработчиков, препарат целевым образом воздействует на ортопоксвирусы, он препятствует появлению вирусных частиц вне зараженных клеток и тем самым подавляет развитие вирусной инфекции.

Готовы к новой угрозе не только ученые, но и врачи, уверена главный инфекционист Новосибирской области Лариса Позднякова.

«Мы провели подготовку специалистов, как врачей, так и среднего медицинского персонала, по лечению ряда особо опасных инфекций, в том числе – оспы обезьян. Причем, это произошло по всей территории области, поскольку заранее неизвестно, где «всплывет» первый пациент», - подчеркнула она.

Параллельно прошли совместные учения с Роспотребнадзором и сотрудниками аэропорта «Толмачево» по выявлению зараженных лиц среди пассажиров. Если же, не дай Бог, случаи заболевания будут не единичными, а массовыми, то система областного здравоохранения готова действовать по сценариям, отработанным в ходе недавней пандемии. Первыми для лечения таких больных будут задействованы инфекционная клиническая больница № 1 (для взрослых) и детская инфекционная клиническая больница № 3 (для детей).

Как добавила заместитель регионального управления Роспотребнадзора Наталья Ильиных, ведется не только подготовительная, но и профилактическая работа для минимизации эпидемиологических рисков. В частности, проводится усиленный санитарно-карантинный контроль среди пассажиров, прибывающих в аэропорт «Толмачево» из-за рубежа (обязательная дистанционная термометрия и анкетирование). Также она напомнила о мерах профилактики, которые доступны самим гражданам: «Оспа обезьян не отличается высокой заразностью, однако передача от человека к человеку воздушно-капельным путем возможна при длительном личном контакте, а также при касании поврежденных болезнью участков кожи или пользовании одними и теми же предметами. Поэтому при контактах с людьми, прибывшими из стран, где отмечены случаи заболевания оспой, и чувствующими недомогание, надо пользоваться маской и соблюдать гигиену рук».

Вероятность вспышки на территории нашей страны сегодня трудно оценить. С одной стороны, в настоящее время число контактов с жителями других стран, по самым разным причинам, сведено до минимума. Да и вирус распространяется пока преимущественно среди ЛБГТ-сообщества. Поэтому сегодня шансы у этой инфекции стать причиной массовой эпидемии в России минимальные.

 С другой, как напомнил академик Нетесов, ВИЧ-инфекция тоже изначально считалась «болезнью гомосексуалистов» и встречалась редко. Но затем вирус ВИЧ адаптировался к нашему организму и скорость его распространения выросла многократно. И последние новости касательно оспы обезьян говорят о том, что с ее возбудителем происходят схожие процессы. Поэтому, по мнению ученого, нужно как минимум, снабжать всех путешествующих за пределы страны памяткой о рисках заражения, особенностях болезни, которые поначалу не так просто заметить. «Первые симптомы очень похожи на респираторную инфекцию – болят горло, голова, мышцы спины. И только потом, когда появляются микроязвы, можно заподозрить, что речь не об обычной простуде», - подчеркнул он.

Сергей Исаев