Научить человека слышать сигналы, исходящие от природы

Интервью с заведующей Лабораторией экологического воспитания Института цитологии и генетики СО РАН Анной Игоревной Стекленёвой будет неполным, если не воспроизвести нашего разговора об экологии и экологическом воспитании.

Лаборатория экологического воспитания  (до 1994 – Станция юных натуралистов) вот уже почти полвека занимается не только просвещением в виде дополнительного биологического образования, но и экологическим воспитанием подрастающего поколения. Учитывая важность экологической проблематики в современном мире, мы в нашем разговоре не могли не коснуться того, что же должно представлять из себя экологическое воспитание подрастающего поколения.

По словам Анны Игоревны, идея экологического образования состоит не в том, чтобы просто научить ребенка какой-то сумме знаний, сделать из него ботаника или зоолога. Первично все же другое, мы должны научить его ценить то, что окружает человека.

Поэтому главное в экологическом образовании – это научиться видеть и понимать гармонию и целесообразность окружающего нас мира, внушить детям простую мысль: «В природе ничего лишнего нет». А это значит, что человек не должен стремиться что-то в природе подправить или переделать. Поэтому и объяснение важности бережного отношения к природе начинается с простых примеров. Например, говорит Анна Игоревна, мы объясняем нашим ученикам, что в нашем детстве чистую воду не продавали в бутылках в магазинах и киосках, а сейчас это происходит повсеместно. И это звоночек о неблагоприятных изменениях в природе, которые возникли из-за деятельности человека. Мы, как правило, эти звоночки не слышим, а они есть и их все больше и по сути – это сигналы, исходящие от природы. Задача экологического воспитания – помочь их услышать.  

К этому, кстати, можно добавить, что в современной экологии существуют четыре основных закона, сформулированных известным американским биологом и экологом, имевшим российские корни Барри Коммонером.

1. Все связано со всем.

2. Ничего не исчезает в никуда.

3. Природа знает лучше.

4. Ничего не дается даром.

Законам экологии учат на основе познания окружающего нас растительного и животного мира. В Лаборатории экологического воспитания этим основным законам экологии учат на основе познания окружающего нас растительного и животного мира. Первое, с чего начинают учить еще дошколят, – увидеть окружающую нас природу. Современные дети знания о природе получают из телевизора и компьютера. Поэтому уже в раннем возрасте они могут неплохо разбираться, например, в животном мире Африки. Но при этом совершенно не знать животного и растительного мира края, в котором живут. Поэтому изучение природы в Лаборатории экологического воспитания начинают с краеведения. Детей учат тому, какие природные ландшафты в нашей области существуют, какие есть водоемы, какие живут птицы, рыбы, животные, каков растительный мир.

Сейчас много говорят о важности и нужности патриотического воспитания. Но возникает вопрос: а можно ли воспитать настоящего патриота своей Родины, только если он будет знать ее историю, но ничего не будет знать о природе своего края, своей страны в целом. Представляется, что знать и любить свою природу также важно, как знать и уважать свою историю. И в целом в современном патриотическом воспитании обязательно должна присутствовать экологическая составляющая.

Следующий шаг экологического воспитания – формирование у детей понимания того, что природа – это не просто то, что нас окружает, это среда нашего обитания и негативное воздействие на эту среду бумерангом ударит по самому человеку. Конечно, человек не может не пользоваться ресурсами природы, но при этом он должен стремиться в минимальной степени воздействовать на природу и уж тем более не разрушать ее. Современное экологическое воспитание должно в своей основе противостоять известной парадигме научного познания, сформулированной в эпоху формирования естествознания и точных наук: человек – покоритель и преобразователь природы. Это была объяснимая установка в период становления наук и современных технологий. Сегодня такой сциентистский и позитивистский подход следует признать устаревшим и даже опасным для будущего человечества.

Судя по всему, на определенном этапе своего развития цивилизации, чтобы выжить, нужно перестать покорять природу, а начать в нее встраиваться, вписываться.

Можно даже предположить, что упорные поиски внеземных цивилизаций не дают результата, потому что мы предполагаем, что их можно обнаружить по искусственным следам их деятельности. В то время как не исключено, что на определенном этапе своего развития высокоразвитые цивилизации вновь сливаются с природой, становятся от нее трудноотличимыми.

Так что если говорить об экологическом воспитании, то из многочисленных существующих определений экологии можно выбрать и такое: наука об обеспечении и сохранении равновесия и гармонии между человеком и природой. При этом предполагается, что в самой природе гармония изначально существует, хотя она не всегда совпадает с человеческими мерками и представлениями.   

И вот на этих человеческих мерках тоже есть смысл остановиться чуть подробнее. Это также становится проблемой воспитания и образования детей. Анна Игоревна Стекленёва в нашем разговоре вспомнила, как она в беседе с журналистами уже формулировала эту проблему. 

Мы должны объяснить детям, как все в природе устроено, например, почему кто-то должен кого-то есть, чтобы не погибнуть и сохранять биологическое равновесие. Даже маленьким детям, которые к нам приходят, мы говорим, что симпатичные им совы питаются мышами. А когда они говорят, что им жалко мышку, пытаемся объяснить, что мы не можем сове запретить питаться мышами, а волку – зайцами. Так устроено в природе, это нельзя изменить. А любить природу означает принимать ее такой, какая она есть, даже если она кажется суровой, а иногда и жестокой.

Но вот что важно отметить. Было бы страшной ошибкой переносить такое понимание природы на человеческий мир. Экологическое отношение к природе должно быть дополнено гуманистическим отношением к человеку, по большому счету, это две стороны одной медали. Гуманистическое воспитание имеет общее с экологическим в уважении ко всему живому.

И здесь тоже можно привести поучительные примеры из опыта работы Лаборатории экологического воспитания.

Анна Игоревна приводила примеры учеников, которые увлеченно занимались биологией, имели хорошие оценки по предмету в школе, но когда приходила пора работать с «эмпирическим материалом», например, заспиртовать жуков, насекомых, то дети говорили: «Я не могу, ведь это живое!»

Это означает, что ребенку не стоит выбирать себе профессию биолога, она невозможна без экспериментальной работы с некоторыми видами живых организмов. Но это не значит, что работа с такими детьми была бесполезной. Раз им жалко живое, то экологически они уже воспитаны.

И последнее, что хотелось бы отметить. Это тревога за судьбу Лаборатории экологического воспитания ИЦиГ. Идущая реформа Академии наук грозит самому ее существованию, мы выше говорили об экологическом и гуманитарном подходах, но существует еще и экономический, точнее примитивно экономический подход. Какой-либо прибыли или даже отдачи в виде научных открытий Лаборатория как структурное подразделение Института цитологии и генетики СО РАН не приносит. Она просто воспитывает хороших людей, кто-то из них со временем может стать и большим ученым. Достаточное ли это оправдание для ее существования в глазах «эффективных менеджеров», которые сейчас будут распределять финансовые ресурсы для науки?

Юрий Курьянов     

Комментарии

Хорошая статья, но вот эта часть абсолютный и категорический бред: "Это означает, что ребенку не стоит выбирать себе профессию биолога, она невозможна без экспериментальной работы с некоторыми видами живых организмов. Но это не значит, что работа с такими детьми была бесполезной. Раз им жалко живое, то экологически они уже воспитаны." Специализаций в биологии столько, что для того, чтобы быть хорошим специалистом, вовсе необязательно кромсать животных. Из людей, которым жалко живых существ и которые с уважением относятся к Природе, получаются превосходные биологи, и то, что они не могут заспиртовать жука во время практики, вовсе не умаляет их способностей в молекулярной биологии, например, или в микробиологии.