«National Geographic» – это прежде всего фотография

В рамках первого новосибирского фестиваля науки EUREKA!FEST прошла встреча с главным редактором российского издания «National Geographic» Александром Греком, который рассказал о сложной, но очень интересной жизни фотографов «National Geographic». 

«National Geographic»  – это прежде всего фотография. Давным-давно, еще в начале двадцатого века, в географическом сообществе было негласное соревнование: кто первым сможет снять столицу Тибета Лхаса. Простым европейцам путь туда был заказан: за фотографирование людей грозила немедленная смертная казнь, поскольку считалось, что камера забирает души. Тем не менее, кое-кого даже такое суровое наказание не оставило. Особо смелые в лице Г. Цыбикова и О. Норзунова тайком пронесли под одеждой фотоаппараты и получили фотографии  города. Стоит отметить, что по тем меркам камеры были маленькие, а по нашим уже – крайне громоздкими. В итоге фотографии были разосланы по всему миру, а Цыбиков и Норзунов стали настоящими первопроходцами. Кстати, именно их работы положили начало фотожурналистике и глянцевой журналистике. Для географического сообщества это было огромное достижение, сравнимое с полетом Юрия Гагарина в космос.

В том же году в американском «National Geographic» произошла накладка: какой-то из авторов не прислал статью, десяток полос оставался пустым. Видимо, в приступе отчаяния главный редактор открыл коробку с русскими фотографиями из Лхаса и, недолго думая, просто заполнил ими страницы журнала. Этот номер «National Geographic» был распродан в ноль, что в итоге и определило дальнейший формат издания.

- Сейчас мы публикуем уникальные фотографии со всего света: о научных достижениях, об экзотических животных, о путешествиях, - продолжает рассказ Грек. -  «National Geographic» обладает бесчисленным количеством рекордов в фотографии, например, самые дорогие снимки в мире сделаны именно нашими мастерами. От других изданий «National Geographic» отличает бескомпромиссность: мы никогда не используем чужих снимков. Кроме того, для фотографов существует  жесткое правило: снять так, как никто не снимает, и то, что никто не снимает.

Вообще, работа фотографов «National Geographic» очень сложная. Даже при студийной съемке сотрудникам требуется недюжинное терпение и выносливость, ведь зверей нужно усадить или, наоборот, поставить; животные иногда отказываются «позировать», убегают, кусаются и т.п.  Плюс ко всему, эта профессия крайне неблагодарная в финансовом отношении: к примеру, за съемку стоимостью 420 тысяч долларов, фотограф получает в качестве гонорара всего 4 тысячи. Здесь нужно быть настоящим фанатом своего дела. Бесконечные поездки, чудовищные условия работы, постоянный стресс – это только вершина айсберга.

Не стоит забывать, что фотографы «National Geographic» регулярно подвергаются опасности, иногда даже смертельной. Поэтому трогательный миф о фотографах-путешественниках, которые, как некоторые думают, просто нажимают на кнопочку – действительно, миф. В реальности все не так радужно. Фотограф должен обладать целым комплексом качеств, не считая профессионализма и личной заинтересованности, и далеко не каждому это под силу.

К слову сказать, Александр Грек – «выходец» из НГУ. Когда-то давно он закончил ФФ, а потом, как он сам говорит, случайно попал в «National Geographic»:

- Мое поколение пришлось на перестройку, поэтому после окончания учебы в университете, большая часть нашего курса ушла из науки, физика в то время переживала не самый лучший период. У меня хорошо получалось писать отчеты о научных работах, и в итоге я ушел в научную журналистику. Запускал отдельные проекты, вроде «Популярной механики» и «Ведомостей», а вот теперь тружусь в «National Geographic». Кстати, у нас в издании есть целых две вакансии редакторов. Требования довольно простые: нужно написать 3 статьи, которые попадут в журнал. Загвоздка лишь в том, чтобы написать нечто новое, интересное, на шаг, лучше на два, превосходящее все написанное ранее. Но если вы уверены в себе, то дерзайте, мы всегда рады пополнению в команде. 

Маргарита Артёменко