Ситуация с короедами, которые поедают наши леса, уже становится экологической катастрофой. Как остановить вспышку массового размножения этих прожорливых жуков?
Судя по масштабам бедствия, нет у нашего леса более злого врага, чем короед. Неужели природа настолько неразумна, что создала себе же на беду это существо?
Михаил Мандельштам: Нет, в природе все рационально, она не может себе вредить. И короеды рождены природой ей же на пользу. Если бы не они, лес, особенно на севере, был бы заполнен погибшими деревьями. А короеды утилизируют древесину. Она разлагается очень медленно, особенно у хвойных пород, так как пропитана смолой. Короеды заносят грибки, которые разрушают древесину. Без них отмершая древесина лежала бы в лесу вечно, как полиэтиленовые пакеты и пластиковые бутылки.
Надо отметить, что природа создала только в России около 260 видов короедов, как говорится, на разные случаи жизни. И хотя они известны давно, но мы до сих пор знаем о них мало. Короеды ведут скрытный образ жизни. Большая часть их жизни протекает под корой, где они питаются тканями дерева. На стволе остаются следы ходов, похожие на гравировку. Отсюда, кстати, многие получили на первый взгляд странные названия: полиграф, гравер, типограф, стенограф, автограф.
Но если они всегда жили в ладу с природой, что происходит сейчас? Откуда это нашествие на наши леса?
Михаил Мандельштам: Ну, короеды не всегда такие уж смирные. Бывают вспышки размножения, когда жуки резко активизируются, у них вдруг просыпается "волчий аппетит", и они начинают пожирать большие площади хвойного леса. Но эти вспышки подчиняются своим законам. Как возникают, так и угасают, примерно за 3-4 года. Это природные циклы. Другое дело, когда в природу вмешивается внешняя сила - человек. Тут уж начинают работать иные законы.
Что имеется в виду?
Михаил Мандельштам: Факторов много. Например, бросают около лесосек порубочные остатки, неправильно ведут вырубки, не вывозят вовремя круглый лес, а главное, не убирают поваленные деревья. Так мы сами резко увеличиваем кормовую базу жука, запас "продуктов" растет, он размножается и с поваленных деревьев переходит на здоровые.
Кроме того, человек переносит чужеродных жуков с одной территории на другую, что нередко становится настоящим бедствием. Например, короед с названием уссурийский полиграф, родина которого на юге Дальнего Востока, попав в Сибирь, нанес огромный урон лесам из сибирской пихты.
Наука сегодня совершает поразительные прорывы. Строит гигантские коллайдеры, летает за пределы Солнечной системы, клонирует животных, из стволовых клеток выращивает органы. Неужели научная мысль пасует перед каким-то жучком? Скажем, химики не могут придумать на него управу? Как с ним сегодня борются?
Михаил Мандельштам: Конечно, можно травить жука химическими препаратами, но против него они не столь действенны, как можно ожидать. Как я говорил, короеды проживают под корой, где хорошо защищены от воздействия ядовитых веществ. Так что травить его имеет смысл только в строго определенный период, когда он начинает заселять деревья. А это уже серьезная проблема.
Но главное даже не в этом. Борясь таким способом с короедами, мы огромный вред нанесем остальной фауне и флоре. Что недопустимо. Поэтому сегодня химическая борьба практически не используется.
Издавна известен простой и экологически абсолютно безопасный способ борьбы с жуком, называется "ловчие деревья". Суть очевидна. Чтобы приманить короедов, специально спиливали деревья. Жуки набрасывались на еду, и когда собиралась большая компания, деревья вывозили и сжигали. Около 50 лет назад наука предложила другой метод - феромонные ловушки. Они пропитаны специфически пахнущим веществом, который жуки чувствуют на довольно большом расстоянии. Ловушки развешивают на деревьях, короеды слетаются на запах и попадают в западню. Конечно, такой вариант не столь универсален, как "ловчие деревья", ведь надо каждому виду короедов подобрать приманивающий его запах, зато этот метод намного эффективней и безопасней.
Но, несмотря на это, жуки стремительно распространяются. Ловушек не хватает?
Михаил Мандельштам: Таким способом можно собирать жуков на небольших участках леса, для масштабного отлова он вряд ли подойдет по многим причинам. Среди этих причин, в первую очередь, дороговизна синтеза химических препаратов и проблемы с развешиванием ловушек на труднодоступных территориях. Поэтому наиболее радикальным методом борьбы является вырубка зараженного леса, так называемые "санитарные рубки".
Неужели в природе нет врагов короеда, который мог бы помочь человеку избавиться от этой напасти? Может, их "пригласить"?
Михаил Мандельштам: Враги, конечно, есть. Многие клещи, личинки мух с удовольствием лакомятся личинками короедов, а муравьежук вообще жить без короедов не может. Но вот призвать их на борьбу? Все не так просто. Здесь есть свои проблемы. Кстати, во времена СССР такие попытки делались в Грузии. Чтобы бороться с еловым лубоедом, завозили его врагов. Но опыты прекратились, так как метод оказался не столь эффективным.
1 миллиона гектаров может достичь в европейской части России площадь съеденных жуком лесов
Вообще предлагается много способов борьбы, например, воздействовать радиоактивностью на самцов. Они спариваются, но не дают потомства. Идея красивая, но тогда надо создавать целые фабрики по подготовке таких самцов. Влетит в копеечку. Это подходит для уникальных хозяйств, таких как, например, Летний сад в Санкт-Петербурге, но чтобы бороться в больших масштабах, подойдет только вырубка.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии