Совсем недавно со стороны Русской православной церкви поступило предложение – вернуться к старому стилю по Юлианскому календарю, по которому страна жила до революции. Заявление совпало со знаменательной датой: ровно сто лет назад советская власть ввела Григорианский календарь. Этот шаг, безусловно, считался прогрессивным, и долгое время никому у нас в стране не приходило в голову оспаривать нововведение большевиков. Если Европа живет по Григорианскому календарю, то какой смысл хвататься за старое?
Тем не менее, разговоры о возвращении к старому стилю в последние годы стали звучать всё чаще и чаще. Недавнее заявление представителя РПЦ на этот счет – лишь один из эпизодов борьбы за Юлианский календарь. Церковь, как мы знаем, проводит богослужения в соответствии со старым стилем. А поскольку в настоящее время мы наблюдает небывалое сближение церковных иерархов с высшими эшелонами власти, в церковных кругах выражают уверенность, что рано или поздно это возвращение к старому стилю обязательно состоится для всего государства. Интересно, что иной раз свое слово в пользу Юлианского календаря высказывают люди вполне светские. Якобы, этот календарь был создан на основе гелиоцентрических представлений о мире, в то время как католики в создании нового календаря опирались на устаревшую геоцентрическую модель. Отсюда следует вывод, будто старый стиль, на самом деле, более «прогрессивный» и находится в полном согласии с научным мировоззрением.
На самом же деле составление календаря само по себе далеко отстоит от политики и идеологии. И в данном случае апеллировать к каким-то «патриотическим» или иным чувствам бессмысленно. Здесь в свои права вступает астрономия как точная наука. И только разобравшись в предмете, можно будет отделить принципиальные вещи от популистских заявлений.
Эту календарную тему осветил с научных позиций сотрудник Большого новосибирского планетария Илья Орлов, выступая с лекцией в ГПНТБ СО РАН по случаю празднования Дня российской науки. В качестве завязки прозвучал вопрос: «Что интересного случилось в нашей стране сто лет назад – 8-го февраля 1918 года?». Разумеется, первое, что пришло в голову – это версия о введении Григорианского календаря. Однако это - ошибка. Дело в том, отметил ученый, что в нашем календаре за 1918 год никакого 8-го февраля нет вообще. Февраль там начинается аж с 14-го числа. То есть так выстроились числа после указанного нововведения.
Главный вопрос: зачем новая власть затеяла календарную реформу? И вот здесь стоит всерьез поговорить о существующих календарях. До сих пор, как ни странно, в мире существует несколько календарей, которые далеко не во всем совпадают. Человечество, объясняет Илья Орлов, пытается на эту тему договориться уже более тысячи лет, однако - «не судьба». Спор о том, чей календарь лучше и правильнее, продолжается до сих пор. Всегда возникали проблемы с тем, что выбрать за точку отсчета. У каждого народа здесь были свои великие события, укоренные в религиозной традиции и не связанные с астрономией. Дальше придется договариваться о том, по какому принципу необходимо «расчленять» год, как устанавливать продолжительность каждого месяца. Например, долгое время продолжительность месяца устанавливали по фазам луны, однако с астрономической точки зрения это не совсем удобно, поскольку здесь от месяца к месяцу указанное значение «болтается» примерно на шесть часов. Иначе говоря, один месяц не совпадает с другим, и как их согласовать, непонятно.
С продолжительностью года тоже долгое время были неувязки. Сейчас мы обозначаем словом «год» период обращения Земли вокруг Солнца. Однако пару тысячелетий назад строение космоса мыслилось иначе, и о вращении нашей планеты речь не шла. Продолжительность года была впервые установлена древними египтянами, отмечает Илья Орлов. Это произошло примерно пять тысяч лет назад. И надо сказать, египтяне не ломали голову по поводу того, что там и вокруг чего вращается. Солнце воспринималось как огненная колесница, движущаяся по небосводу. Для установления календаря важную роль играют астрономические события, точно фиксируемые в ходе наблюдений за небом. Речь, в данном случае, идет о равноденствиях и солнцестояниях. Эти события наблюдались еще в глубокой древности, позволяя довольно просто «отслеживать» перемещения Солнца на фоне созвездий. Все известные нам гороскопы пошли именно оттуда. Год можно посчитать как раз в связи с условным движением Солнца по этим созвездиям. Скажем, Солнце находилось в созвездии Стрельца и через определенное время снова там оказывалось. Вот этот промежуток времени и принято принимать за один год. Его и принимают за единицу измерения. Однако и в этом случае есть некоторые проблемы (как и в случае с месяцем). Количество дней в году не укладывается в целое число. Необходимо отслеживать, в какое время начался конкретный год – в полночь или в шесть утра. «Это была самая большая проблема календаря – в том, что году у нас не целый», - подчеркнул Илья Орлов. Поэтому пришлось договариваться, что в году будет 365 дней.
Что же тогда делать с остатком, составляющим почти четверть суток? Причем, от года к году он все время накапливается. Впервые об этот задумались как раз египтяне. Вопрос они решили так: позволили началу года «гулять» по всем сезонам. И по такому календарю Древний Египет жил полторы тысячи лет, нисколько о том не переживая.
Европейцы решили проблему по-другому. Они позволили вот этим остаткам накапливаться до тех пор, пока они не составят целый день. Впервые понятие високосного года ввели римляне. Именно они и составили календарь, которые принято называть Юлианским. Назван он так в честь Юлия Цезаря. Считается, что именно он предложил каждые четыре года вставлять в календарь один дополнительный день. Он же предложил начинать новый год с первого января. «Это было уже лучше, чем у египтян, поскольку такой календарь в большей степени соответствует тому, о чем нам говорит астрономия», - отметил Илья Орлов. Тем не менее, небольшие погрешности здесь постепенно накапливались, из-за чего возникало несоответствие с астрономическим годом. В частности, весеннее равноденствие, которое по изначальному Юлианскому календарю выпадало на 25 марта, за полторы тысячи лет переместилось к 10 марта. То есть весеннее равноденствие движется к новому году.
Как раз с этим обстоятельством возникла сложность, поскольку христианская Пасха привязывалась ко дню весеннего равноденствия. Отсюда возникла необходимость в поправках, в результате чего и возник Григорианский календарь. Его появление связывают с римским папой Григорием XIII, хотя сам он ничего не изобретал (просто подписал соответствующий документ). Несмотря на сложность некоторых расчетов, Григорианский календарь в большей степени, чем Юлианский, соответствовал астрономическому календарю. По словам Ильи Орлова, «если в Юлианском календаре разница в один день накапливалась примерно за 128 лет, то здесь разница в день накапливается примерно за 3 тысячи лет. А на самом деле еще медленнее».
К моменту принятия Григорианского календаря (к концу XVI века) уже накопилась ошибка в 11 дней. Это казалось очень много, поэтому государства Европы не спешили с нововведениями, поскольку они требовали радикального пересмотра дат. Однако к началу XX века почти все европейские государства (а также США) перешли на этот календарь. Российская империя так и не смогла этого сделать, для чего понадобилась революция. И в настоящее время почти весь цивилизованный мир (за исключением некоторых арабских государств) живет по Григорианскому календарю.
Разумеется, Григорианский календарь не является вершиной совершенства, и здесь есть ещё, к чему стремится. Однако вряд ли возврат к Юлианскому календарю можно будет рассматривать как прогрессивный шаг. Во всяком случае, к достижениям точных наук это не будет иметь никакого отношения. Здесь, еще раз подчеркну, не вопрос идеологии, и даже не вопрос соблюдения традиций. Решающее слово должно остаться, все-таки, за астрономией.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии