По-хорошему, подобные демонстрации удобнее всего проводить в самом Академгородке, где работают ученые. Так, по крайней мере, можно «подтянуть» гораздо больше народу, больше заинтересованных лиц. И вообще, это логично – специалисты демонстрируют разработку прямо на своем месте, где в их распоряжении находится весь необходимый инструментарий.
С водно-угольным топливом по этой части у наших ученых «не срослось» – демонстрацию придется проводить за сотни километров от Новосибирска, поскольку ни в Академгородке, ни в Новосибирской области подходящего объекта для испытаний технологии горения водно-угольной смеси получить не удалось. Уже много лет дирекция Института теплофизики СО РАН бьется за неработающую котельную, расположенную буквально в нескольких шагах от их научного учреждения. Лучшего места для испытаний и демонстрации ВУТ придумать сложно. Но, в силу наших специфических особенностей, разрешения на использование данного объекта им получить так и не удалось. Поэтому пришлось отправиться в другие края.
Таким объектом стала небольшая муниципальная котельная в поселке Барзас Кемеровской области. Как пояснил главный научный сотрудник ИТ СО РАН Леонид Мальцев, нашим ученым выделили там небольшую площадку, где они за свой счет (подчеркиваем – за свой счет!) создали котел для ВУТ мощностью два мегаватта. По его словам, испытания прошли достаточно успешно – водно-угольная смесь показала устойчивое горение. Поэтому уже в первой половине года можно осуществить открытую демонстрацию установки.
Почему кузбассцы пошли навстречу ученым, догадаться, в общем-то, не сложно. Кузбасс, как мы знаем, – наша «кузница». И это обстоятельство накладывает на регион свой отпечаток. Угольно-обогатительные предприятия ежедневно оставляют там тысячи кубов отходов. Это так называемый кек, состоящий из угольной пыли и воды. Что делать с этой мокрой субстанцией, не понятно. По большому счету, производителям ничего другого не остается, как сливать кеки в овраги, дополнительно уплачивая за это деньги.
Ученые ИТ СО РАН, занимающиеся водно-угольным топливом, предложили кузбасским производителям вполне себе рациональную технологию утилизации отходов углеобогащения. Ведь кек по своему составу идентичен водно-угольному топливу. Почему бы эту смесь – после дополнительной обработки – не использовать в качестве топлива? В итоге мы получаем двойную пользу: избавляем природу от загрязнения и получаем дополнительный источник энергии. Как мы понимаем, кек сам по себе имеет отрицательную стоимость. В случае же удачного эксперимента по его сжиганию его вполне можно будет реализовывать как сырье.
Собственно, именно такой эксперимент и был осуществлен на опытном котле в поселке Барзас. В принципе, если бы демонстрация предполагалась на территории Академгородка, ученые бы самостоятельно приготовили водно-угольную смесь, используя специальное лабораторное оборудование. В частности, особые мельницы для микропомола угля, коими располагает ИТ СО РАН. Но выбирать не приходилось. Использование кека – в каком-то смысле вынужденный вариант, поскольку везти в другой регион полный комплект оборудования для приготовления ВУТ – фактически не реально, а покупать – очень накладно.
С другой стороны, работа с отходом углеобогащения, несмотря на определенные сложности с точки зрения качества исходной смеси, в социально-экономическом плане более содержательна. Во всяком случае, этот момент придает теме ВУТ дополнительную актуальность и снимает бессмысленные вопросы относительно того, зачем вообще нужно заниматься таким видом топлива. Отработав технологию тепловой утилизации кеков, ее можно смело применять на объектах малой энергетики, особенно там, где используется достаточно дорогой мазут.
По словам Леонида Мальцева, со стороны владельцев небольших тепловых станции Кузбасса постепенно возрастает интерес к теме водно-угольного топлива. И не только на Кузбассе.
Этой технологией уже серьезно интересуются на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Поэтому в случае успешного испытания вполне можно ожидать соответствующих заказов. Кстати, в комитете по энергетике мэрии Новосибирска также внимательно следят за этой работой ученых, считая данное направление важным и перспективным.
К сожалению, так случалось, что тема ВУТ стала в наше время восприниматься как нечто экзотическое, как какая-то нелепая затея отдельных специалистов. На самом деле всё далеко не так. Работы в этом направлении велись еще с советских времен. В частности, новосибирская ТЭЦ-5 должна была работать именно на водно-угольном топливе, для чего даже готовили специальный путепровод со стороны Кузбасса. Но потом «грянула» перестройка, и тема каким-то образом «рассосалась». Однако специалисты никуда не делись, и продолжали свою работу.
Сегодня, по сути, мы возвращаемся к тому, что было отложено почти на три десятилетия. И ученым, надо сказать, приходится работать не в самых лучших условиях, без адекватной государственной поддержки. Куда уж идти дальше, когда экспериментальную установку приходится делать за собственный счет? Данное обстоятельство, безусловно, вызывает определенные накладки, поскольку многое приходится делать «с колес», зачастую компенсируя скудность средств рационализаторской смекалкой. А весь процесс, по большому счету, держится на творческом энтузиазме. И как может быть по другому, если для специалистов это есть главное дело жизни, которому они посвятили многие годы? Серьезные исследователи доводят начатое дело до конца.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
maytrea 5 февраля 2016, 14:32
Ан 21 мая 2018, 17:12