Иногда искренне удивляешься тому факту, что некоторые инновационные разработки далеких 1930-х годов звучат настолько современно, что невольно ассоциируются с нынешней эпохой. Так, в наше время широкое распространение получает лучевая обработка продуктов, посредством которой уничтожаются зловредные микроорганизмы, бактерии, вирусы и даже насекомые. В свое время Институт ядерной физики СО РАН предлагал использовать специальный излучатель для обеззараживания сточных вод от животноводческих комплексов. Такие темы нам кажутся созвучными именно нашему дню, а сами технологии мыслятся как шаг в будущее.
Однако на самом деле подобные технологии не такие уж новые, и находили практическое воплощение еще в довоенный период. В этом смысле сегодняшнее использование специальных излучателей можно рассматривать не столько как задел на будущее, сколько как наглядное воплощение того, что уже обсуждалось в прошлом.
Вспомним, как в фантастическом романе Герберта Уэллса «Война миров», написанном в самом конце позапрошлого века, продвинутые в техническом отношении марсиане истребляют землян с помощью смертоносных лучей. Как мы знаем, в довоенную эпоху еще не было лазерных технологий, тем не менее, в прессе 1920-30-х годов периодически появлялись сенсационные сообщения об успешном испытании так называемых «лучей смерти».
Такие сенсации начались сразу же после изобретения радио. Например, подобное открытие приписывалось самому Маркони. Якобы ему удалось остановить мотор на летящем самолете направленным пучком лучей. Несмотря на то, что знаменитый изобретатель делал опровержения на этот счет или просто отмалчивался после выпуска очередной сенсации с его именем, разговоры об использовании различных излучателей в качестве оружия были весьма популярны в западной прессе не одно десятилетие.
Так, еще в 1924 году сообщалось, будто английский изобретатель Мэтьюс у себя в лаборатории с помощью ультракороткого излучения на расстоянии остановил мотор мотоцикла, воспламенил щепотку пороха и убил мышь. Это сообщение вполне могло оказаться обыкновенной журналистской уткой, тем не менее, образованная часть общества была пронизана верой в то, что в скором времени такие технологии совершат небывалый переворот в науке и, особенно – в военной технике. Во всяком случае, исследовательские работы в указанном направлении велись весьма активно. И многим тогда представлялось, что стоит лишь многократно усилить мощность ультракороткого излучения, использованного тем же Мэтьюсом, и у нас в руках окажется настоящий «луч смерти», с помощью которого можно уничтожать целые армии.
Возможно, даже изобретатели искренне верили в то, что этот день совсем не за горами. Правда, советским ученым в 1930-е годы приходилось доказывать, что для осуществления такого замысла не существует никаких технических возможностей. Во всяком случае, в ближайшей перспективе «лучи смерти», истребляющие вражеские полки и выводящие из строя военную технику, - не более чем захватывающая утопическая фантазия.
И все же смертоносные лучи нашли в то время свое практическое применение. Правда, оно коснулось других армий – армий зловредных микроорганизмов и насекомых, вредящих сельскому хозяйству. Дело в том, что изобретатели «лучей смерти» не успокоились на первых опытах. Они продолжали создавать новые аппараты, используя ультракороткие электромагнитные колебания. Как выяснилось, эти аппараты вполне можно использовать против вредителей.
Вот один из примеров такой установки, сконструированной американскими изобретателями для уничтожения жуков-долгоносиков. Насекомые и их личинки погибали от высокочастотных электромагнитных колебаний, попав в поле между пластинами конденсаторов. Конденсаторы окружали ленту транспортера и подключались к сети. Лента совершала медленное движение, и жуки либо умирали сразу, либо получали смертельные повреждения. К сожалению, эта установка оказалась малоподвижной и громоздкой. Поэтому дальше изобретатели пошли другим путем, для чего пришлось менять сами принципы облучения. В частности, в одном из новых аппаратов действие ультракоротких электромагнитных волн комбинировалось с воздействием инфракрасных лучей. Инфракрасные лучи испускались специальными мощными лампами, размещенными в большом прожекторе. Излучатель ультракоротких радиоволн волн размещался рядом с прожектором – с таким расчетом, чтобы зеркало прожектора отражало и радиоволны.
Основная идея данного аппарата заключалось в том, чтобы усилить смертоносное воздействие тепловых лучей посредством поражения нервной системы мелких тварей ультракороткими волнами. Изобретатель надеялся, что созданный им аппарат поможет в борьбе с «черной вдовой» - очень ядовитым пауком, наводнившим в ту пору южные штаты США и объявленным там главным врагом общества. Был расчет на то, что передвижные установки с зеркалом, концентрирующим ультракороткие радиоволны и инфракрасные лучи, дадут реальную возможность уничтожить этих вредоносных существ без применения ядохимикатов (то есть без вреда здоровью людей и полезным растениям).
Еще одно показательное изобретение было сделано в те же времена американской компанией «Вестингауз» для борьбы с вредными микроорганизмами. Речь идет об электрическом аппарате, способном уничтожать споры плесени и бактерии, заражающие продукты питания. Как мы знаем, порча пищевых продуктов – одна из актуальнейших проблем, не решенная до конца до сих пор. Для ее решения копания «Вестингауз» еще в далекие довоенные годы создала специальную лампу, испускающую настоящие «лучи смерти» для микроорганизмов (на что было затрачено девять лет лабораторных испытаний). Этими лучами можно было в течение короткого времени полностью стерилизовать освещенную ими поверхность. Лампа представляла собой тонкую стеклянную трубку, наполненную специальным газом (чей состав держался в строгом секрете). Включенная в электрическую сеть, эта трубка начинала излучать ультрафиолетовые лучи. Причем, сама лампа нагревалась всего на несколько градусов, что было очень важно для процесса обработки продуктов. Несмотря на то, что излучаемый свет был «холодным», он эффективно и довольно быстро уничтожал всех зародышей, поселившихся в мясе, в хлебе, в овощах, в молочных продуктах, в кондитерских изделиях и т.д.
Новый аппарат должен был найти весьма широкое применение. Например, можно было существенно упростить процесс перевозки сырого мяса по трассе между Чикаго и Нью-Йорком, для чего не требовались специальные охлаждающие устройства. Обработанные «холодным» светом изделия из теста дольше сохранялись и оставались совершенно свежими. Еще один немаловажный момент. В ходе экспериментов было выяснено, что мухи и другие опасные насекомые тщательно избегали садиться на места, освещенные «лучами смерти». Жуки-долгоносики быстро покидали хранилища, подвергнутые такому облучению. Впрочем, впоследствии наибольшее применение такие аппараты получили в медицинских учреждениях для стерилизации помещений, в особенности – операционных столов.
И все же идея использования «лучей смерти» в сельском хозяйстве не сходит с повестки дня и, судя по всему, имеет все шансы стать весьма популярной как раз в наше время. Причина понятна – нынешняя борьба за «здоровую еду» и за «бережную» агротехнику требует отказа от ядохимикатов. Эта тема сегодня на слуху во всех развитых странах (и не только). Поэтому нельзя исключить, что к ней обязательно вернутся. И тогда стоит ожидать, что вопрос о применении специальных излучателей в хозяйственной деятельности уже в ближайшее время перейдет на новый уровень.
Николай Нестеров
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии