Иркутские ученые совместно с коллегами из других регионов разработали проект создания Байкальского центра воспроизводства лесов. Здесь будут выращивать саженцы деревьев темнохвойных пород для восполнения запасов древесины. Подробности – в интервью с директором Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН, доктором биологических наук Виктором Ворониным.
– Виктор Иванович, насколько актуальна, по мнению ученых, проблема лесовосстановления для Иркутской области?
– Красноречивее всего об этом говорят цифры. Подсчитано, что в Иркутской области суммарные потери лесного покрова в результате рубок, пожаров, гибели от вредителей и болезней составляют более 660 тыс. гектаров. Для того чтобы компенсировать их, нужно ежегодно высаживать около 100 млн новых деревьев. Сегодня в 42 действующих лесопитомниках выращивается только 24 млн. При этом надо учесть, что приживаются они плохо, поскольку большинство не имеет закрытой корневой системы. В результате удается восстановить только шестую часть общей убыли ценнейшего природного ресурса. Лесопользование при таких масштабах потерь можно назвать катастрофически истощительным. Требуются неотложные и эффективные меры для защиты интересов человека и природы.
– В последнее время об этом все чаще говорят при обсуждении перспектив развития лесной отрасли Приангарья.
– Научное сообщество поддерживает меры, которые принимает областная власть для перестройки работы лесного хозяйства. Лесовосстановление занимает среди них важнейшее место, от него прямым образом зависит эффективность работы предприятий, занимающихся заготовкой древесины. Но дело не только в результатах хозяйственной деятельности. Лесовосстановление влияет на многие процессы, обеспечивающие экологическое равновесие, сохранение животного мира, предотвращение возникновения опасных природных явлений. Для примера сошлюсь на кедровые леса, которые выполняют функцию регулятора водного баланса озера Байкал, а корневая система деревьев обеспечивает защиту от схода селевых потоков. Исследования, проведенные учеными, показали, что кедровые леса испытывают сейчас биологическую атаку, которую можно сравнить с распространением коронавируса среди людей. Семена кедра и молодой подрост заражены бактериальной водянкой, это означает, что из них уже не вырастут здоровые деревья. Остановить этот процесс можно только путем отбора семян, их обеззараживания и выращивания в питомниках здоровых саженцев. Это касается не только кедра, но и других хвойных пород, таких как сосна или ель.
– Что же мешает заняться этой работой?
– Отсутствие надежной современной материальной базы. Надо устранить перекос, допущенный при размещении на территории страны крупных центров восстановления леса. Они должны появиться там, где сложились неблагоприятные экологические факторы, вызванные пожарами, болезнями леса, растущим объемом заготавливаемой древесины. К числу таких регионов относится Иркутская область, на территории которой ежегодно добывается 35 млн кубометров древесины. Это огромная нагрузка на природу, которая самостоятельно не может компенсировать потери. Надо ей помочь, и сейчас для этого сложилась наиболее подходящая ситуация.
– Что вы имеете в виду?
– Речь идет о реализации возможностей, которые возникают в связи с необходимостью утилизации отходов деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. На эти цели выделены средства из федерального бюджета, решением правительства определен государственный подрядчик по выполнению всего комплекса работ, идет активный поиск технологий.
– А какое отношение к этому имеет лесовосстановление?
– Самое непосредственное. Проект создания Байкальского центра воспроизводства лесов (БЦВЛ) предполагает использовать в качестве почвенного грунта для выращивания саженцев отходы БЦБК, переработанные по инновационной технологии. На территории комбината в специальных накопителях содержится большое количество шлам-лигнина. Другой вид отходов представляет собой золу, образовавшуюся после сжигания угля. В утилизации нуждается также кора деревьев, которые использовались для производства целлюлозы. Если смешать эти компоненты и добавить специальный биологический препарат, уже созданный иркутскими учеными, то через 3–4 месяца мы получим почвенный грунт, пригодный для выращивания саженцев деревьев темнохвойных пород, таких как кедр, сосна, ель. Этого грунта хватит не только для использования в лесопитомниках БЦВЛ, но и для обеспечения предприятий по выращиванию саженцев во всей Иркутской области и соседней Бурятии. Это будет значительно выгоднее, чем возить почвогрунт из Перми, как делается сейчас.
– Но в центральной экологической зоне Байкала запрещена производственная деятельность. Как преодолеть это ограничение?
– На создание лесопитомников правовые ограничения не распространяются, и в этом огромное преимущество нашего проекта. Он позволяет заняться утилизацией отходов прямо на месте их происхождения, не вывозя за пределы территории комбината. При организации работы лесопитомников можно использовать имеющуюся инженерную инфраструктуру для обеспечения потребностей в воде и электрической энергии. Что касается мощности нового предприятия, то она может составить до 12 млн саженцев в год с закрытой корневой системой. При этом более чем в пять раз уменьшаются затраты семян, в два раза сокращаются сроки выращивания стандартного посадочного материала, обеспечивается почти стопроцентная приживаемость сеянцев.
– За счет чего планируется получить такие результаты?
– Они вполне реальны благодаря использованию новых технологий, обеспечивающих оздоровление семян для повышения их всхожести, укрепления иммунитета растений для противостояния различным болезням. Одним из инновационных направлений предусмотрено клонирование деревьев. Это означает, что мы, отобрав деревья с лучшими кондициями роста и продуктивности, будем тиражировать их миллионами штук и таким образом улучшать продуктивные характеристики вновь созданных древостоев. Наряду с участками выращивания саженцев предусматривается создание биотехнологических корпусов для размножения элитных экземпляров хвойных пород, обладающих высокой урожайностью и устойчивостью к бактериальным заболеваниям.
– А как можно оценить уровень спроса на продукцию Байкальского центра воспроизводства лесов?
– Я уже говорил о том, что в настоящее время потребность в посадочном материале не удовлетворяется и наполовину. Она будет только возрастать в связи с вступлением в силу новых правил, предусматривающих обязанность арендаторов лесных участков выполнять работы по лесовосстановлению на всей площади вырубленных лесных насаждений. Это касается не только тех, кто занимается заготовкой древесины, но и ведет другую хозяйственную деятельность, связанную со строительством производственных объектов, прокладкой линий электропередач, других коммуникаций. Думаю, что очень востребованной станет и такая услуга со стороны специалистов центра, как работы по высадке саженцев в лесу с соблюдением всех экологических требований. Кроме того, использование посадочного материала с закрытой корневой системой позволяет удлинить период высадки саженцев, что создает дополнительные возможности для выполнения требований по лесовосстановлению.
– Реализация проекта наверняка потребует немалых расходов. Какие средства планируется привлечь для этого?
– Источником финансирования создания и деятельности БЦВЛ должны стать средства, предусмотренные на реализацию национального проекта «Экология». Что касается затрат, то в целом воплощение замысла потребует около 2 млрд рублей. Думаю, это вполне оправданные расходы с учетом большого значения проекта для развития лесного хозяйства региона, защиты Байкала, сохранения экологического равновесия. Затраченные средства оправдают себя достаточно быстро, поскольку только за первый год работы выручка от реализации продукции может составить 60–70 млн рублей. Особо подчеркну большое значение проекта для решения проблем трудовой занятости населения. На новом предприятии появится около 400 новых рабочих мест, займут которые в основном жители города Байкальска. Создание центра обеспечит более эффективное взаимодействие ученых и практиков, расширит круг научных исследований. Их результатом станут новые технологии и подходы к повышению эффективности работ по лесовосстановлению.
Автор Юрий Багаев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии