Может ли житель Новосибирской области ежегодно радовать себя обильным урожаем винограда, яблок и арбузов – столь же вкусных, как на юге? Опыт работы крестьянско-фермерского хозяйства «Сады Шубиной» наглядно показывает, что может. Я в этом убедился лично, когда 1 сентября продегустировал плоды нового урожая: арбузы, яблоки, виноград разных сортов. С уверенностью могу сказать: если бы эта продукция оказалась на прилавках фруктовых магазинов, никому бы и в голову не пришло, что выращена она неподалеку от нашего города - уж откровенно «южным» внешним видом и вкусом она обладает.
Мы уже настолько привыкли к привозным фруктам, что даже не принимаем во внимание наши местные агроклиматические ресурсы. К сожалению, «партия и правительство» исходят из тех же устоявшихся стереотипов, и вряд ли кто-либо во власти допускает мысль о том, что сибиряки в состоянии снизить импортную зависимость не только по картошке, но также по целому ряду теплолюбивых культур. Речь, конечно, не идет о полном отказе от привозной продукции, однако местные фермеры вполне могли бы составить конкуренцию южанам. И не только фермеры. Любому дачнику вполне по силам усвоить навыки агротехники теплолюбивых культур и обеспечить себя, помимо картофеля, огурцов и томатов, теми же яблоками и виноградом.
«Честно говоря, мне за державу обидно», - признается глава КФХ «Сады Шубиной» Людмила Шубина. «Представляете, мы здесь, в своем хозяйстве, вынуждены яблоками кормить свиней. Мы завели это подсобное хозяйство только потому, что не успеваем перерабатывать урожаи», - говорит Людмила Николаевна. По ее словам, потенциал наших земель очень высокий, и даже за столь короткое лето в наших условиях можно выращивать многие теплолюбивые культуры: и томаты, и огурцы, и фрукты, и арбузы, и виноград. Причем, всё это будет гораздо вкуснее того, что мы покупаем на рынке или в супермаркете.
Причина импортной зависимости в сельском хозяйстве, считает Людмила Шубина, связана не с суровыми климатическими условиями (как принято считать), а с бесхозяйственностью и безалаберностью. Недавно ей случилось побывать в Израиле. Сельское хозяйство этой страны произвело на Людмилу Шубину неизгладимое впечатление:
«Я наблюдала из автобуса, что там у них происходит на полях. Мне это было интересно с профессиональной точки зрения. И вы знаете, глядя на всю эту каменную пустыню, где находятся рукотворные уголки оазисов, я невольно задалась вопросом: как же так получается, что у нас настолько плодородная почва, у нас так много земли, у нас много чего можно выращивать, а мы из Израиля завозим овощи, картофель и фрукты?
А ведь там, в Израиле, люди находятся в жесточайших природных условиях. И тем не менее, прекрасно развивают сельское хозяйство. И я думаю, что нам нужно относиться к земле с таким же чувством патриотизма, как это происходит у израильтян».
Людмила Шубина считает, что ее собственный опыт наглядно подтверждает наш агроклиматический потенциал. «Я всегда была уверена, - утверждает она, - что у нас можно выращивать почти всё. И доказала это на практике». Интересно, что старшее поколение в свое время не «замахивалось» даже на перцы и баклажаны. Для сибиряков они когда-то были в диковинку. А теперь сибирские дачники собирают приличные урожаи перцев и баклажанов. «Помидоры у нас в Сибири тоже шикарные. Наверное, сибирские помидоры самые вкусные из тех, что я когда-либо ела. А те, что к нам сюда привозит, я называю «теннисными мячиками». Для меня они несъедобны, да еще, я подозреваю, непонятно чем напичканы. На мой взгляд, томаты сибирской селекции вообще затмевают зарубежные сорта», - говорит Людмила Шубина.
Спрашивается, в чем корень проблемы? По мнению Людмилы Шубиной, развитию агропромышленной отрасли серьезно мешают административные барьеры. Очень часто инициатива начинающих земледельцев просто-напросто блокируется на местном уровне. Именно этот низовой ресурс чаще всего ставит «подножки» нашим профессиональным садоводам. Поэтому на какую-то специальную помощь мало кто из них рассчитывает. Желание только одно: лишь бы не мешали.
Все основные проблемы, так или иначе, упираются в землю. Возможность на профессиональной основе развивать частное садоводство достигается, образно говоря, «потом и кровью», бесконечными нервотрепками и выяснением отношений с нашей бюрократией. Нужно обладать железной хваткой и железными нервами, утверждает Людмила Шубина, чтобы отстоять свое право на осуществление фермерской деятельности. «Если бы не наше упорство, - поясняет она, - мы бы сейчас были обычными пенсионерами, занимались бы садоводством у себя на даче и тратили бы половину пенсии на услуги ЖКХ».
Людмила Шубина уверена в том, что для успешного развития фермерства необходимо снять всякие барьеры для желающих обрабатывать землю.
«Будь моя воля, я бы сняла здесь все ограничения. Если человек намерен обрабатывать землю, пусть берет столько, сколько в состоянии обработать. Это был бы настоящий государственный подход. Земли в регионе много. Достаточно, например, поехать в сторону Кемерово, как мы увидим бескрайние поля, которые зарастают осиной. А ведь раньше там росла пшеница и клевер. За двадцать лет всё пришло в запустение».
Получается, что-либо наши люди утратили способность работать на земле, либо из-за бюрократических барьеров к ней просто нельзя подступиться.
Самое интересное, что до революции Сибирь привлекала поселенцев именно богатством земельных ресурсов. И в наши дни для развития сибирских регионов именно сельхозугодья могли бы стать важнейшим экономическим преимуществом. Потенциал этого ресурса наши фермеры-энтузиасты раскрыли вполне. В Сибири можно не только заниматься картофелем и овощами, но создавать яблочные сады и виноградники. Понятно, что развиваться указанные направления будут исключительно благодаря трудовому почину «первопроходцев». И со стороны государства было бы очень разумно, чтобы дать таким энтузиастам «зеленый свет». Кстати, активное освоение американского Дикого Запада началось именно с тех пор, как государство перестало чинить препятствия людям, готовым обрабатывать пустующие земли. Этот опыт, очевидно, был учтен при реализации столыпинских реформ, когда сибирским поселенцам стали выделять землю безо всяких обременений. Примерно так же, кстати, осваивалось и «Дикое поле» южно-русских степей с их богатыми черноземами.
Отметим напоследок, что именно энтузиасты, свободно работающие на земле, способны оценить ее подлинный потенциал и внедрить новые культуры. Вот один красноречивый пример. В послевоенной Англии благодаря стараниям виноградарей-любителей виноградарство и виноделие стали нормальным бизнесом. Сегодня в этой стране существует не менее 450 коммерческих виноградников, общая площадь которых превысила тысячу га. Тем же путем идут виноградари Канады, Швеции и Норвегии (!). Частная инициатива в свободной стране может сотворить чудеса. Один материальный интерес сам по себе ничего еще не решает. Во всяком случае, когда речь идет о первопроходцах. «В это дело нужно вкладывать душу», - убеждена Людмила Шубина. Именно так можно создать что-то поистине новое и стать примером для других. Фермеры-энтузиасты, конечно же, всегда рискуют, когда ставят смелые эксперименты. Но риск, так или иначе, оправдан. В противном случае мы бы не увидели в этом хозяйстве спелых, сладких виноградных гроздей.
Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии