Россия ограничивает поставки ракетных двигателей в США, закрывает станции GPS на своей территории и отказывается от эксплуатации МКС после 2020 года. Об этом во вторник заявил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. «Газета.Ru» разбиралась в том, какими могут быть последствия этих решений.
Заявления Рогозина прозвучали на фоне введения США ряда экономических и научных санкций в отношении российских предприятий и даже ученых. Ранее научный мир взбудоражило заявление NASA о сокращении совместных программ и контактов между американскими и российскими экспертами в космической отрасли. И хотя конкретных предприятий и фамилий не называлось, в NASA отдельно заявили, что санкции не коснутся сотрудничества по программе совместного использования МКС. Сегодня США полностью зависят от «Роскосмоса», так как после отказа от шаттлов они не имеют собственных средств доставки астронавтов на МКС и используют российские корабли «Союз».
Двигатели не для Пентагона
Наиболее острой угрозой для США в словах Рогозина является лишение Штатов российских ракетных двигателей РД-180. «Мы будем исходить из реалий. Мы не сможем продолжать поставлять двигатели РД-180, если они будут использоваться США не в гражданских целях, а также не сможем продолжать регламентные работы по обслуживанию уже поставленных двигателей на территории США», — заявил Рогозин во вторник.
Сегодня космической «рабочей лошадкой» США является ракета Atlas-V, первая ступень ее использует российский двигатель РД-180, который производит КБ «Энергомаш».
Причем используются эти ракеты как для гражданских, так и для оборонных целей, например для запусков разведывательных спутников. К примеру, последний запуск военного спутника с использованием российского двигателя состоялся 10 апреля. Тогда ракета Atlas-V вывела на геостационарную орбиту секретный разведывательный спутник NROL-67.
РД-180 покупаются американцами с 90-х годов, причем партиями, и сегодня накопленный запас этих двигателей обеспечит им возможность запусков на два-три года.
В настоящее время у США есть двухлетний контракт на поставку двигателей РД-180 и документация, позволяющая начать сборку в США. Этот контракт был выгоден и России, которая получала «живые» деньги, и американцам, получавшим очень надежный двигатель. В случае если Россия прекратит поставку двигателей, США потребуется от трех до пяти лет для развертывания производства и сертификации двигателей на американской территории.
Недавно американский миллиардер, создатель первой в мире частной космической корпорации SpaceX Илон Маск обратился в Федеральный претензионный суд США с просьбой запретить покупку у России ракетных двигателей РД-180. В ответ на это суд ввел временный запрет на покупку РД-180, однако вскоре отменил его, сочтя, что их покупка не нарушает режим ранее уже введенных санкций.
Луна вместо МКС
Согласно еще одному заявлению Дмитрия Рогозина, сделанному во вторник, Россия не намерена продлевать эксплуатацию Международной космической станции после 2020 года. По словам вице-премьера, после 2020 года Россия намерена использовать средства, направляемые на пилотируемую космонавтику, на более перспективные космические проекты. Чиновник напомнил, что треть бюджета Роскосмоса идет на пилотируемую космонавтику. При этом вице-премьер отметил, что «российский сегмент может существовать самостоятельно от американского, американский сегмент самостоятельно от российского существовать не может». Рогозин признал, что по проекту МКС зависимость России и США обоюдная, но у США — большая, поскольку они не имеют собственных средств доставки астронавтов на орбиту. Правда, сделал он это в более мягких выражениях, чем 29 апреля, когда он написал: «Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута».
«Мы понимаем, что Международная космическая станция — это хрупкая в прямом и переносном смысле тема. Мы здесь будем действовать совершенно прагматично и не будем ставить препон для работы на МКС», — рассказал Рогозин.
«Мне кажется, что здесь политики не очень много, хотя Рогозин, конечно, поддерживает свое реноме «ястреба в полном расцвете сил» и почти каждый день вставляет контршпильки американцам, — прокомментировал «Газете.Ru» слова вице-премьера старший научный сотрудник Государственного астрономического института МГУ Владимир Сурдин. — Но в данном случае его заявление лежит в общем русле нашей космической политики.
Раз уж мы собрались застолбиться на Луне, то, естественно, чем-то надо пожертвовать, космонавтика не резиновая, ее бюджет ограничен. Жертва МКС — это как раз то, что уже назревает и оправдано.
Во-первых, у нас колоссальный опыт в долговременной работе людей на околоземной орбите — на «Мирах», на «Салютах». Много ли добавляет опыт МКС? На мой взгляд, ничего принципиально нового не добавляет. Разумеется, мы там знакомимся с современным уровнем американской космической техники. Может быть, это и полезно, но ведь уже посмотрели. Зачем там дольше сидеть? Никакой реально науки — настоящей, большой, полезной — там не делается. Всю космическую науку делают беспилотные аппараты. Никаких шпионских задач на МКС решать невозможно, потому что рядом американцы и астронавты других стран. А какую задачу мы там решаем? Последние годы мы просто зарабатываем как извозчики. Еще пару лет, от силы четыре года будем подрабатывать, пока в полный рост не встанут альтернативные пилотируемые аппараты — частный Dragon, новый насовский «Орион» для полетов на МКС, на Луну и, возможно, на Марс. Так что года через четыре от наших услуг, наших старых «Союзов» они откажутся и зарабатывать мы тоже перестанем. Тогда зачем нам эта МКС? В общем, довольно разумное, прагматичное, нормальное решение.
Если бы хотели политический шаг сделать, то сказали бы: «С завтрашнего дня мы отказываемся эксплуатировать МКС, летать на нее и возить туда кого бы то ни было».
Вот тут американцы действительно бы за любые деньги попросили отвезти, точнее привезти обратно своих астронавтов. Это была бы чистая политика. Но это было бы настолько скандально, что на это никто не пойдет. А к 2020 году уже естественным образом станет очевидно, что мы там не нужны, денег нам за присутствие платить не будут, опыта нового мы не набираемся, а у нас есть другие проблемы. У нас есть лунная программа. В представленном Рогозиным виде она, конечно, дурацкая, но, пока она будет реализовываться, надо перенаправить на нее деньги».
«У нас есть определенный интерес, выраженный американскими коллегами о продлении работы МКС до 2024 года, но Федеральное космическое агентство РАН и Фонд перспективных исследований сейчас готовы предложить некие новые стратегические моменты, связанные с дальнейшим развитием российской космонавтики после 2020 года», — заявил во вторник Дмитрий Рогозин.
GPS без России, но в России
Кроме того, Дмитрий Рогозин заявил, что с 1 июня Россия приостанавливает работу 11 наземных станций GPS на своей территории. Вице-премьер напомнил, что американские станции GPS расположены на территории России в рамках соглашений от 1993 и 2011 годов.
GPS — американская навигационная система, позволяющая в любом месте Земли, где принимаются сигналы спутников GPS (исключая приполярные области), определять местоположение и скорость объектов. Cистема разработана и эксплуатируется министерством обороны США, а с 1983 года доступна для использования и в гражданских целях.
Для полноценной работы GPS необходимо 24 спутника, однако для повышения точности и надежности системы правительство США держит на орбите несколько резервных спутников.
При определения местоположения устройство использует именно сигналы от этих спутников. Для позиционирования достаточно сигналов трех — принятые от них данные обрабатываются конечным устройством, и уже на их основе высчитывается местоположение пользователя. Обычно в одной точке земного шара видно от четырех до шести, в идеальных же условиях шесть — это оптимальное количество видимых спутников.
Еще одним элементом системы GPS являются наземные станции. Их задача — улучшение точности и надежности работы GPS.
Наземные станции (к ним, конечно, относятся и те, что расположены в России), координаты расположения которых известны с высокой точностью, увеличивают надежность и точность работы приемников GPS.
Так, например, если в среднем точность GPS-приемников составляет 6–8 м, то при использовании наземных станции корректировки точность может увеличиваться до 1–2 м.
В своем твиттере Дмитрий Рогозин уточнил, что приостановка с 1 июня деятельности станций GPS на территории РФ не скажется на качестве получаемого российскими пользователями сигнала. В целом эксперты, которых опросила «Газета.Ru», согласились с этим утверждением. Заведующий отделом астрометрии и службы времени ГАИШ МГУ Константин Куимов заявил, что прекращение работы наземных станций GPS практически не скажется на работе обычных GPS-модулей, устанавливаемых в навигаторах, смартфонах и планшетах. На вопрос, существует ли вероятность, что власти США отключат передачу сигнала спутниками GPS на территорию России, Куимов ответил, что это почти невозможно, так как в силу особенностей архитектуры GPS такие меры затронут не только Россию, но приграничные страны, и заметно ухудшат работу всей системы GPS.
Отметим, что в пользовательских устройствах (смартфоны и планшеты) также устанавливается система A-GPS. Принцип ее работы заключается в том, что помимо сигнала от спутников для повышения точности позиционирования используются также и данные от базовых станций сотовых сетей.
Возможно, что российские станции GPS продолжат работу. Но для этого должны успешно завершиться переговоры между Роскосмосом и США о равноправном сотрудничестве и о размещении на американской территории станций ГЛОНАСС.
«Сформирована рабочая группа Федерального космического агентства Российской академии наук и МИД. Мы приступаем к переговорам с США. Отводим на это три месяца, то есть до конца лета», — сообщил во вторник вице-премьер.
Рогозин выразил надежду, что в ходе этих переговоров будут найдены решения, которые позволят восстановить пропорциональное сотрудничество. «Если же нет, то с 1 сентября работа этих станций (станций GPS, расположенных на территории России. — «Газета.Ru») будет прекращена окончательно», — заявил чиновник.
Впрочем, не все в правительстве поддержали инициативу Рогозина относительно GPS.
Глава Минпромторга Денис Мантуров выступил против прекращения работы наземных станций GPS на территории России. «Это можно сделать технически, но зачем это делать? Глобальная система позиционирования — это пользователям выгодно, и российским в том числе», — заявил министр.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии