«Контрнаступление» на позиции ВИЭ

Пока весь мир с замиранием сердца следит за ситуацией в зоне СВО, в сфере мировой энергетики разворачивается собственная подготовка к «контрнаступлению». Процесс отказа от ископаемого топлива и ускоренный переход на возобновляемые источники энергии, проходивший весьма активно еще пару лет назад, сегодня уперся в непредвиденные преграды. Одну из них мы уже описывали неоднократно – это энергетический кризис, усугубившийся российско-украинским конфликтом. Именно на этом фоне – ввиду удорожания углеводородов - в европейских странах сделали некоторые послабления в отношении угля и даже поставили вопрос о наращивании собственной добычи нефти и газа. Данная мера официально признается вынужденной и краткосрочной. Однако вряд ли у западных политиков может быть абсолютная уверенность в том, что производители ископаемого топлива проявят «экологическую» сознательность и не обернут ситуацию в свою пользу на много лет вперед.

Факты последних дней показывают, что реализация так называемой климатической повестки всё больше и больше переходит в область теории, тогда как на практике всеми правдами и неправдами оправдывается использование ископаемого топлива. Мало того, даже на высоком политическом уровне европейских стран ведутся разговоры о развитии собственной добычи углеводородов (в пику России, разумеется). Понятно, что такая корректировка энергетической политики должна привлечь частные инвестиции в нефтегазодобывающий сектор, а значит, мера, провозглашенная как «временная», способна растянуться на многие годы. Еще один тревожный сигнал (особенно для экологических активистов) – посягательство добывающих компаний на заповедные территории. В наше время такое отношение к природе кажется уже не мыслимым для Европы. Однако недавние исследования показывают, что и здесь деньги по-прежнему «не пахнут». И если речь идет о выгоде, то вполне можно поступиться «зелеными» принципами.

Не так давно газета The Guardian опубликовала шокирующую информацию о том, что мировая геологоразведка и добыча ископаемого топлива ведется на трех тысячах объектов в заповедных зонах. И это происходит в наши дни, несмотря на различные международные конвенции по климату, по охране природы, по борьбе с эмиссией углекислого газа и тому подобному. Но больше всего шокирует то, что «зеленые» принципы нарушаются в европейских странах – главных инициаторах глобального перехода на возобновляемые источники энергии.

Так, согласно приведенному исследованию, 509 месторождений ископаемого топлива находятся на территориях, охраняемых Великобританией. Большая часть из них их них расположена в Северном море. По данному показателю эта страна сейчас лидирует в Европе. Исследователи обнаружили 170 месторождений нефти и газа в южной части морской охраняемой зоны Северного моря.

Отдельные участки находятся на северных песчаных отмелях Норфолка, на рифе Сатурн и охраняемых зонах Ливерпульского залива. Крупная добыча ископаемого топлива осуществляется в поясе губок Фарерско-Шетландских островов. Еще девять нефтяных и газовых месторождений находятся на суше в национальном парке (!) Саунт-Даунс. Аналогичные участки нефтегазовых разработок есть и в национальном парке Норт-Йорк-Мурс, а также в красивейших местах Линкольншир-Уолдс.

Эксперты не скрывают того факта, что в Великобритании имеются оффшорные месторождения, находящиеся внутри охраняемых зон. И показательно то, что в настоящее время работа по добыче здесь не только не снизилась, но наоборот – она активизировалась! Представители правительства также не скрывают этого факта, но у них есть серьезное оправдание: для обеспечения энергетической безопасности необходимо-де расширить добычу нефти и газа, поскольку углеводороды крайне необходимы здесь и сейчас. Далее следует успокоительное заявление: дескать, мы расширяем масштабы использования ВИЭ, а также закладываем новые атомные электростанции. Стало быть, в перспективе добыча нефти и газа пойдет на убыль. Так рассуждают официальные лица (в чем, собственно, для нас нет ничего принципиально нового).

Тем не менее, исследователи заостряют внимание на том, что крупные нефтегазодобывающие компании без стеснения делают прибыль на охраняемых территориях, демонстрируя явное нарушение экологического законодательства. Для борцов с глобальным потеплением данное обстоятельство является горькой пилюлей, поскольку еще совсем недавно они категорично заявляли о том, что ископаемое топливо «должно оставаться в земле». До энергетического кризиса данный тезис проходил на «ура» среди большинства руководителей западных стран. Напомним, что по исходному замыслу декарбонизация должна осуществляться не просто быстро, а исключительно быстро, о чем постоянно говорилось на соответствующих мероприятиях по климату. Теперь же обнаруживается, что ненавистные нефтегазовые компании увеличивают объемы прибыли от добычи ископаемого топлива, используя для этих целей заповедные зоны! И не где-нибудь, а в самой Европе!

Как подчеркивают исследователи, для выдачи разрешений на такую не совсем законную добычу представители власти идут на понижение рейтинга охраняемой зоны, а то и вовсе вычеркивают ее из списка охраняемых территорий. Конечно, этим «грешит» не только Европа. Если верить исследованию, так происходит практически повсеместно. На сегодняшний день от добычи ископаемого топлива страдает арктический национальный заповедник дикой природы в США, страдают национальные парки Скалистых гор в Канаде и озера Куги в Южной Австралии.

Также упоминается охраняемый степной район Силинь-гор в Китае и морской заповедник Джубайл в Саудовской Аравии. В тройку лидеров, способных разрушить заповедные зоны ради добычи ископаемого топлива, входят Китай, Венесуэла и Саудовская Аравия. Что касается таких западных стран, как Великобритания, Австралия, Канада и США, то они входят в дюжину крупнейших нарушителей.

Таким образом, надежды на неизбежное «усыхание» нефтегазовой отрасли в ходе реализации климатической повестки не оправдались до сих пор. Мало того, процесс двинулся в обратном направлении. Такая же ситуация складывается и с углем. Например, совсем недавно правительство Австралии, на словах безоговорочно поддерживающее «зеленые» инициативы, одобрило строительство новой угольной шахты. Произошло это год спустя после того, как это же самое правительство продемонстрировало свою приверженность климатической повестке. Данное решение оправдывается тем, что уголь пойдет для нужд сталелитейной промышленности (дескать, сталь крайне необходима для развития возобновляемой энергетики). В то же время Австралия является одним из крупнейших производителей угля, на который в настоящее время растет спрос в бурно развивающихся азиатских странах.  И в данном случае не принципиально, в каких целях этот уголь будет использоваться конечными потребителями. Важен сам факт расширения угледобывающей отрасли, на которой борцы за климат также намеревались поставить крест.

Наконец, еще одно принципиально важное событие в рамках рассматриваемой темы. Власти штата Техас начинают создавать сложности для развития «зеленой» энергетики на своей территории. Сенаторы штата намерены опутать проекты в области ВИЭ более строгими нормативными положениями. Как отмечается в статье, консерваторы решили использовать против возобновляемой энергетики те же приемы, что ранее использовались против добычи ископаемого топлива. То есть включать по полной программе экологические требования. Причем, большую роль в отклонении разрешений могут сыграть жители поселений, рядом с которыми намереваются построить ветропарк или солнечную электростанцию. Иначе говоря, если «народ против», то проекту ничего не светит. Пока что речь идет о законодательной инициативе, но она весьма показательна – как раз по той причине, что Техас является тем местом, где с давних пор происходит добыча углеводородов.  

Преуменьшать роль подобных инициатив не стоит. Ранее мы уже сообщали о том, что в некоторых северных штатах принимают законы, тормозящие переход на электромобили. Теперь республиканский Техас внес свою лепту в этот процесс, фактически идущий вразрез с официальной «зеленой» стратегией демократического правительства. Как бы то ни было, баталии на энергетическом фронте обостряются. А вместе с этим явственно рушится консенсус по «зеленому» курсу, еще пару лет назад казавшемуся незыблемым.

Константин Шабанов