Интервью с ведущим научным сотрудником Сибирского научно-исследовательского института растениеводства и селекции (ФИЦ ИЦиГ), кандидатом сельскохозяйственных наук Николаем Полухиным
– Николай Иванович, как обстоят дела с селекций картофеля в нашем регионе?
– У нас в Сибири есть только два серьезных подразделения, которые занимаются селекцией картофеля – это СибНИИРС и Кемеровский научно-исследовательский институт сельского хозяйства. Оба работают весьма результативно. Если конкретно говорить о работе нашего Института, то еще в 1978 году у нас был создан уникальный сорт картофеля Лина. В то время, наверное, он был лучшим сортом от Урала и до Дальнего Востока, имел устойчивость практически ко всем болезням, которые были в Сибири. Нашей основной бедой тогда была фитофтора – болезнь, широко распространяющаяся во влажные годы. Фактически, она способна уничтожить весь урожай. Порой из хранилищ приходится вместо картофеля ведрами доставать лишь гнилую жижу. Так вот, сорт Лина обладал комплексной устойчивостью ко всем болезням и вредителям. И прекрасно сопротивлялся фитофторе. Она была недоступна для этого сорта. Сорт Лина и сейчас еще не сошел со сцены. Например, он с большим успехом выращивается в Приморском крае, где обычно с середины июля идут муссонные дожди. Многие сорта картофеля в таких влажных условиях сильно поражаются болезнями и погибают. А сорт Лина нормально себя чувствует. Поэтому его ежегодно у нас закупают.
У нас есть и более современные сорта. Буквально через пять лет после Лины появился сорт Сафо. Оба сорта обладают самой высокой продуктивностью. По урожайности их никто не мог превзойти. Они обладают хорошим вкусом, но имеют свои недостатки. Так, у Лины очень вдавлена в клубень пуповинная часть. Поэтому в промышленных посадках данный сорт использовать тяжело. Но население выращивает Лину практически повсеместно. В том числе из-за хорошего вкуса. Сорт Сафо аналогичного типа, очень продуктивный, и также хорошо распространен в приусадебных хозяйствах. Хотя он менее устойчив, нежели Лина.
Отмечу, что в нашем регионе на сегодняшний день практически 88% картофеля выращивается обычными «частниками» на приусадебных участках и дачах. То есть крупные предприятия в данном случае не делают погоды в плане обеспечения населения картофелем.
Поэтому упомянутые мной сорта очень популярны в народе. Во-первых, они вкусные. Во-вторых, они урожайные. И в третьих, они достаточно устойчивы к болезням. Есть у нас и другие сорта, которые появились в нашем институте позже. Златка – прекрасный сорт, среднеспелый, с очень высокими вкусовыми качествами (сравнивается с Адреттой), Юна – очень урожайный и скороспелый сорт, по раннему урожаю превосходит на 40-45 ц/га стандарты (Жуковский ранний и Любава), его можно выкапывать уже в двадцатых числах июля. А если его предварительно прорастить в течение тридцати пяти дней, то собирать урожай можно еще раньше. Более того, обычно раннеспелые сорта обладают не очень высокими вкусовыми качествами, в отличие от среднеранних и среднеспелых и средепоздних, но сорт Юна – единственный, пожалуй, из раннеспелых сортов, не уступающий им по вкусу. Поэтому я думаю, что он с успехом пойдет в нашей области. Кемеровчане, кстати, также создают неплохие сорта картофеля, к ним относятся Любава, Тулеевский, Танай, Кузнечанка, Удалец. Неплохо работают селекционеры Томска, последние их сорта Кетский, Юбиляр, Саровский уже зарекомендовали себя. Очень хорошо пошел у дачников сорт Омской селекции (СИБНИИСХ) Хозяюшка. Практически, жители Сибири полностью обеспечены хорошими сортами отечественной селекции.
– Присутствуют ли у нас в регионе иностранные сорта картофеля?
– У нас достаточно широко используются немецкие и голландские сорта. Понятно, что в случае с ними очень часто красивый внешний вид клубней достигается в ущерб вкусовым достоинствам.
Внешний вид важен исключительно с точки зрения коммерческой реализации готовой продукции. Например, крупными предприятиями широко используется сорт Розара. Сорт этот раннеспелый, но вкусовые качества у него никакие. Однако он обладает привлекательным внешним видом, ровной поверхностью. И торговые сети, конечно же, с охотой принимают такой картофель на реализацию.
Из ранних сортов неплохо используются Латона, Ароза, из среднеранних и среднепоздних – Ред Скарлет, Симфония, Романо
– На какие качества специалисты СибНИИРС обращают основное внимание, осуществляя селекцию картофеля?
– Нам приходится решать довольно широкий круг задач. Во-первых, из-за сложных климатических условий нам нужны сорта, которые бы имели разные периоды вегетации. Нужны ранние сорта, которые дают урожай спустя 50-60 дней после посадки. Также нужны среднеранние сорта, формирующие урожай в течение 60-80 дней. И также среднеспелые – от 80 дней. Поздние сорта со сроком вегетации от 120 дней для нас уже не актуальны. Таким образом, первая задача – это испытание сорта на скороспелость, на продолжительность вегетационного периода.
Следующая задача – это продуктивность сорта, урожайность. И, конечно же, мы ведем отбор по вкусовым качествам. По этим параметрам сорт должен укладываться в шкалу от шести до девяти баллов. Вкус картофеля зависит от многих показателей, включая процентное содержание крахмала и величину крахмальных зерен. Разумеется, мы стараемся добиться и привлекательного внешнего вида. Но надо учитывать такой момент: в наших условиях некоторые европейские сорта, которые у себя на родине имеют идеальную форму, в наших условиях это качество теряют. Форму не держат. Поэтому добиться от сибирского сорта идеального вида, ровной поверхности – задача очень сложная. Но мы ее пытаемся решить. Не в ущерб вкусовым качествам, конечно же.
Особое внимание мы уделяем устойчивости к болезням. В частности, речь идет о фитофторе. Мы также очень далеко продвинулись в создании нематодоустойчивых сортов. Нематода – это вредитель, способный свести все ваши старания на нет. Растение погибает в середине вегетации, не формирует урожай. Но это еще полбеды.
Дело в том, что этот патоген находится в почве, и он практически не выводится никакими препаратами. Приходится лет на пять забрасывать участок. Особенно поражаются растения, выращиваемые в низинных местах, где слабая аэрация. Надо сказать, что в пригороде Новосибирска нематоде подвержены почти все участки.
В нашей области спрос на такие сорта стоит очень остро. Поэтому сейчас мы ведем селекцию как раз на нематодоусточивость. И последние сорта у нас практически нематодоустойчивые. Например, упоминавшиеся выше сорта нашего института Сафо, Юна. Наши коллеги в Кемерово также идут по этому пути, их сорта Кемеровский, Удалец, Танай сегодня знают и используют. Практически все Томские последние сорта нематодоустойчивые. Из иностранных используются Фреско, Ред Скарлет, Ароза, Розара, Зекура, Санте. На перспективу серьезно рассматривается проблема селекции картофеля, устойчивого к колорадскому жуку. Здесь уже будут тесно задействованы наработки Института цитологии и генетики СО РАН, филиалом которого мы сейчас являемся. Речь идет о наработках в области молекулярно-генетических методов селекции. Сейчас разрабатываются подходы по решению этой проблемы, и они, я полагаю, станут использоваться в селекции при создании новых сортов картофеля этого направления.
– Насколько обширен селекционный материал Института?
– У нас имеется коллекция исходного материала, в котором сосредоточено до трех тысяч образцов. Мы собираем сорта, имеющие какой-то явный качественный признак – по продуктивности, по вкусовым качествам, по содержанию крахмала, по устойчивости к тем или иным болезням. Эти сорта участвуют в гибридизации – с тем, чтобы определенный признак перевести от одного растения к другому или как-то улучшить его, создав новый гибрид. Это основной смысл селекции. Отмечу, что мы непрерывно взаимодействуем по селекции картофеля со всеми научно-исследовательскими институтами. Постоянно обмениваемся селекционными образцами.
– Насколько распространены сорта сибирской селекции за пределами Сибири?
– Конкретно, наш сорт Лина выращивается от Прибалтики до Сахалина. Вообще, где достаточно тепла для завершения вегетации, там пойдет любой наш сорт.
Беседовал Олег Носков
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии