Один из важнейших вопросов, который предстоит решить России в ближайшие годы, — импортозамещение высокотехнологичного оборудования. О том, какой вклад в эту большую работу готов внести Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, рассказал его директор член-корреспондент РАН Вячеслав Николаевич Глинских — координатор мультидисциплинарной программы СО РАН по импортозамещению в области геологоразведки.
— Насколько острой является необходимость импортозамещающих технологий в нефтегазовой геологии и геофизике?
— Актуальность импортозамещения в этой области трудно переоценить. Высокая необходимость импортозамещающей аппаратуры и программного обеспечения обусловлена следующим. В России в год бурится порядка 9 тысяч скважин, 8,5 тысяч из которых — эксплуатационные, общим объемом около 30 млн погонных метров. Рынок нефтесервисных услуг в России в 2021 году составил порядка 24 млрд долларов. При этом доля российского нефтесервисного рынка от мирового — не более 10 %, а доля отечественных компаний на российском рынке — немногим менее 50 %.
Зарубежные компании Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и Weatherford являются основными поставщиками высокотехнологичных решений и программного обеспечения. Судя по последним новостям, они объявили о завершении деятельности в России, поэтому сейчас нам нужно максимально заместить предлагаемые ими продукты.
— Какие задачи по импортозамещению в сфере геологоразведки предстоит решить в первую очередь?
— Прежде всего, нужно заместить зарубежное программное обеспечение, которое используется в отечественной нефтегазовой геологии и геофизике. В данный момент его доля составляет, по разным оценкам, от 70 до 90 %.
Во-вторых, в российских компаниях отсутствуют широко применяемые аналоги трехкомпонентных зондов индукционного каротажа, нацеленные на изучение тонкослоистых песчано-глинистых нефтенасыщенных пачек и выявление пропущенных залежей углеводородов. По данным традиционных геофизических скважинных приборов, в силу ограничений их разрешающей способности, такие коллекторы зачастую интерпретируются как водонасыщенные и пропускаются.
В-третьих, примерно с середины 1990-х годов в зарубежных нефтесервисных компаниях активно используются электрические и акустические микроимиджеры, которые, несмотря на имеющиеся наработки, пока не получили масштабного индустриального применения в России. Микроимиджеры позволяют выделять малые пласты величиной порядка первых сантиметров, идентифицировать тонкие трещины различной природы, проводить структурный геологический анализ. Их разработка и внедрение в практику тоже являются очень актуальной задачей.
— Специалисты ИНГГ СО РАН уже продолжительное время занимаются вопросами инноваций и импортозамещения в области геологоразведки. На что именно делается акцент?
— Прежде всего, мы уделяем внимание теории геофизических методов и технологиям исследования геологической среды из скважин, с поверхности Земли, из воды и околоземного воздушного пространства. Геофизические технологии реализуются в аппаратурном плане, создается современное программное обеспечение для обработки и интерпретации измеренных данных.
Достижения ученых ИНГГ СО РАН в теории электромагнитных скважинных исследований легли в основу новых способов моделирования и обработки данных электромагнитного каротажа. Созданы компьютерные системы, позволяющие проводить интерпретацию скважинных геофизических данных в масштабе реального времени. Адаптация наработанных за многие годы современных программно-алгоритмических инструментов позволила выполнять переинтерпретацию архивных материалов с целью поиска пропущенных интервалов нефти и газа, что не так давно было сформулировано на государственном уровне приоритетной прикладной геолого-геофизической задачей.
Более 10 лет в ИНГГ СО РАН успешно проводятся лабораторные исследования методом ядерно-магнитного резонанса (ЯМР) для оценки пористости и насыщения горных пород, группового состава нефтей. Это перспективное направление сейчас активно развивается в научных и производственных организациях разных стран и будет, несомненно, продолжено и усилено в институте.
Научные работники ИНГГ СО РАН получили важные результаты по установлению фундаментальных законов распространения и взаимодействия электромагнитных полей со сложным геологическим объектом — нефтеобразующей нефтегенерирующей баженовской свитой в Западной Сибири, которая в не столь далекой перспективе способна обеспечить углеводородами Россию — по самым скромным оценкам, на 50 лет. Предложен новый метод георадиолокационного межскважинного зондирования уникальной баженовской свиты. Совместно с новосибирским подразделением концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» проведены успешные испытания прототипа.
Добавлю, что фундаментальные основы, заложенные в импульсном электромагнитном зондировании применительно к изучению баженовской свиты, развиваются сейчас в рамках нового проекта РНФ по изучению процессов деградации многолетнемерзлых пород в криолитозоне. Научно обосновываются технологии контроля состояния многолетнемерзлых под зданиями и сооружениями, чтобы в перспективе предотвратить многомиллиардные убытки госбюджета по восстановлению последствий таяния таких пород.
— Есть ли у ИНГГ СО РАН еще какие-либо разработки, уже внедренные в практику?
— Теоретические разработки ИНГГ СО РАН внедрялись в практику российской нефтепромысловой геофизики на протяжении последних двух десятков лет совместно с научно-производственным предприятием геофизической аппаратуры «Луч» (Новосибирск). Это надежные серийные приборы СКЛ, выпускаемые НПП ГА «Луч», с помощью которых исследованы тысячи нефтегазовых скважин на разных этапах их строительства (на бурильных трубах, при шаблонировании, на кабеле), а также разработанное в ИНГГ СО РАН специализированное программное обеспечение. Данные программно-аппаратурные средства позволяют в реальном времени исследовать коллекторы нефти и газа любой степени сложности.
В рамках коллаборации с предприятием «Луч» создана первая импортозамещающая телеметрическая система для геонавигации нефтегазовых скважин сложной траектории. Она обеспечивает высокоточную проводку скважины длиной от сотен метров до километра в пласте-коллекторе, толщина которого составляет первые метры на глубине 3—4 километра. В 2016 году эта телеметрическая система была впервые успешно опробована в десятках скважин Западной Сибири. Недавно на территории предприятия «Луч» был построен цех по изготовлению этих приборных комплексов, идет их успешное тиражирование и внедрение в нефтедобывающие компании. Телеметрическая система дает эффективное геологическое сопровождение бурения: оперативные решения по проводке скважины принимаются в масштабе реального времени.
Инновация и импортозамещение наглядно сочетаются в новом многозондовом многочастотном мультирежимном скважинном приборе с тороидальными катушками. Разработка ИНГГ СО РАН и «Луча» не имеет отечественных и прямых зарубежных аналогов и нацелена на ключевую задачу выявления пропущенных нефтеносных коллекторов, решаемую лишь некоторыми зарубежными приборами. Принципиально, что себестоимость этого прибора близка к стоимости одной услуги зарубежной нефтесервисной компании. Ожидается внедрение инновационного прибора в отечественную практику.
— Взаимодействует ли ИНГГ СО РАН с другими научно-исследовательскими институтами?
— Разумеется. Вместе с дружественным отраслевым НИИ — Сибирским научно-исследовательским институтом геологии, геофизики и минерального сырья (СНИИГГиМС, подразделение госхолдинга АО «Росгеология») — развивается беспилотная аэротомография для геологоразведки. Сюда относится и обоснование новых методов сейсморазведки для угольных месторождений, а также направления, связанные с рудной тематикой и многие другие.
Совместно с Институтом неорганической химии им. А. В. Николаева СО РАН проведены работы в области анализа диссоциации клатратных соединений. Большие перспективы представляет сотрудничество с Институтом геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН. Постараемся усилить взаимодействие с ИГМ для решения геологоразведочных задач — прежде всего, рудных.
— Есть ли у Вас предложения по усилению импортонезависимости в геологоразведке для оперативного внедрения востребованных на практике технологий?
— Весьма эффективным мне представляется создание научно-технологических кластеров. В частности, это позволит активизировать взаимодействие ИНГГ СО РАН и СНИИГГиМС. В такой формуле СНИИГГиМС — поставщик актуальных на практике задач, а ИНГГ СО РАН выполняет научное сопровождение исследований. Совместно проводятся натурные испытания, разработка и внедрение научных идей и технологий. Такой подход, на мой взгляд, будет способствовать чрезвычайно быстрому опробованию и последующему внедрению геолого-геофизических технологий в отечественную практику.
Безусловно, не только СНИИГГиМС может выступать поставщиком актуальных задач — это могут делать и другие профильные организации. Важна тесная взаимосвязь фундаментальной и отраслевой науки. В каком-то смысле предполагается возобновить утраченные с распадом СССР принципы взаимодействия между Институтом геологии и геофизики СО АН СССР (ныне — ИНГГ СО РАН и ИГМ СО РАН) и СНИИГГиМС. Любая трансформация этого подхода, безусловно, возможна, и работы в этом направлении уже начаты.
Реализация технологий и оборудования, а также их мелкосерийное производство осуществимы в рамках среднего и малого бизнеса либо предприятий Новосибирска. Для новых востребованных сегодня технологий необходимо участие и молодых ученых, студентов. Именно такой способ позволит России в короткие сроки внедрять востребованные на практике технологии.
Пресс-служба ИНГГ СО РАН
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии