Горячая волна


Сибирские температурные рекорды настораживают зарубежных климатологов
07 сентября 2020

Мы уже писали о том, как в позапрошлом году в Новосибирской области выдался аномально холодный май. Деревья зазеленели только с наступлением июня. Столь затяжная весна вызвала удивление даже у профессиональных растениеводов с сорокалетним стажем работы. Старожилам также было трудно вспомнить что-то подобное. Метеорологи, со своей стороны, утверждали, что такие аномалии случаются в наших краях примерно раз в полвека.

Впрочем, трагедии не произошло. Во всяком случае, для садоводов. Холодный май быстро перешел в довольно теплый июнь, и природа наверстала свое. Лето оказалось вполне нормальным и сносным.

Однако в этом году произошла другая аномалия, последствия которой пока еще не оценены. Апрель быстро перешел в… июль. Май оказался настолько жарким, что фенологические фазы у подовых деревьев и кустарников четко сместились вперед. Так, у крыжовника завязи были на уровне «гороха» как раз в то время, когда он – по нормальным срокам – должен был еще цвести.  Малина начала розоветь в конце июня, а жимолость стали собирать в конце мая.

Может показаться, что аномально теплый май явился у нас своего рода «компенсацией» за холодную весну 2018 года. В природе такое бывает. Однако, если следовать наблюдениям климатологов, тенденция однозначно выстраивается в сторону глобального потепления. Причем, северные территории нашей страны вызывает у специалистов по климату особую настороженность. Как сообщает интернет-портал INHABITAT, в этом году в Сибири установлен небывалый температурный рекорд: 20 июня в городе Верхоянске установилась температура 38 градусов Цельсия (100,4 градуса по Фаренгейту). Изумление вызывает тот факт, что Верхоянск находится всего лишь в 260 милях (418 км) к югу от Арктического побережья (или 9,6 километров к северу от полярного круга). Город по праву считается одним из самых холодных мест на Земле, где минимальные температуры зимой опускались до – 67,8 градусов Цельсия. В этом отношении он может уступить лишь  Оймякону.

В нынешнем году Верхоянск стал достоин попадания в книгу рекордов Гиннеса за самую внушительную разницу между температурными максимумами и температурными минимумами. Обычно для конца июня средний температурный максимум здесь составляет около 20 градусов Цельсия (60 градусов по Фаренгейту). То есть в два раза ниже достигнутого рекордного значения. Впрочем, нельзя сказать, что раньше ничего подобного не наблюдалось. Предыдущий температурный рекорд был отмечен 25 июля 1988 года. Тогда он равнялся 37,3 градусам Цельсия (99,1  градусов по Фаренгейту). Первые температурные рекорды были зафиксированы еще в 1885 году. С тех пор процесс развивается по нарастающей. На сегодняшний день можно сказать, что 38 градусов Цельсия – самый высокий показатель для Арктики. Отметим, что Майями достигает таких температурных значений (100 градусов по Фаренгейту) лишь раз в столетие. Но ведь Майами находится на юге Флориды, в тропиках! Окрестности Верхоянска в те выходные (20 – 21 июня) также напоминали курорт. В близлежащем озере Круглое были замечены купающиеся дети, что довольно нетипично для арктических широт.

Разумеется, метеорологи связывают подобные аномалии для арктической зоны с особым движением воздушных потоков, когда теплый воздух надолго «зависает» над одним местом, а холодный воздух выталкивается к югу. Однако как бы то ни было, климатологи склонны включать такие температурные рекорды в общий контекст нарастающего глобального потепления. Показательно, что данное событие совпало с 41-летним минимумом ледяного покрытия возле арктического побережья. Параллельно на суше происходит интенсивное таяние многолетней мерзлоты, ведущее к техногенным катастрофам. Напомню, что в начале июня возле Норильска произошло разрушение огромного резервуара с дизельным топливом. Масштаб экологического бедствия поразил даже американцев, заснявших со спутников протяженность гигантского нефтяного пятна.

Но, пожалуй, больше всего климатологов настораживает то, что динамика климатических изменений плохо укладывается в существующие модели. На практике процессы развиваются намного быстрее, чем предсказывается в теории. Так, происходящие сейчас погодные аномалии ожидались только к 2100 году. Но они произошли на 80 лет раньше! Кстати, как заметил ученый из Беркли Роберт Роде, в России средние температуры первых пяти месяцев текущего года (с января по май) оказались на  1,9 градуса выше рекордных значений 2016 года. Безусловно, заключает эксперт, в 2020 году Россия оказалась эпицентром самых экстремальных и обширных температурных аномалий.

Отметим, что двумя годами ранее сообщалось  о том, что морские льды стали истончаться даже в самых холодных уголках Арктики. Начал разрушаться самый старый и самый толстый лед, открывая воды к северу от Гренландии (чего раньше не было). До последнего времени ученые были уверены, что указанные территории представляют своего рода ледяной форпост, который будет очень долго сопротивляться наступлению глобального потепления. И тот факт, что эта цитадель холода дала трещину (в буквальном смысле), вызывает серьезные опасения у специалистов. Данная ситуация была охарактеризована как «жуткая» (scary). Понятно, что разрушению льда содействуют аномально высокие температуры летнего периода, не на шутку встревожившие ученых. Беспокоит еще и то обстоятельство, что «разогрев» арктических территорий благоприятствует масштабным лесным пожарам на севере нашей страны. Все это, как нетрудно догадаться, ведет к повышению концентрации углекислого газа в атмосфере планеты, что в конечном итоге может «обнулить» усилия западных стран по борьбе с глобальным потеплением.

В этой связи нам было интересно узнать мнение сибирских ученых относительно дальнейшего развития ситуации. Ситуацию разъяснил заведующий Лабораторией геологии кайнозоя, палеоклиматологии и минералогических индикаторов климата ИГМ СО РАН Владимир Зыкин. По мнению ученого, процессы потепления вызваны естественными причинами и будут происходить по нарастающей в течение многих лет. Во всяком случае, в ближайшее время какого-то отскока в ледниковый период не намечается совершенно. В этом году, заметил Владимир Зыкин, температура мирового океана оказалась на 0,8 градусов Цельсия выше нормы. Потепление происходит просто гигантскими шагами, уточняет ученый. Например, полярные льды тают в семь раз быстрее, чем предполагалось изначально. Причем, это происходит как в Гренландии, так и на противоположном конце – в Антарктиде. И главная проблема здесь в том, что существующие модели не дают возможности точно предсказать динамику происходящих изменений. Чтобы такая модель появилась, нужны всесторонние комплексные исследования, в том числе – и в области палеоклиматологии.

Не менее печально и то, что до сих пор не до конца понятны истинные причины глобального потепления. Связь климатических изменений с антропогенными факторами – всего лишь «красивая гипотеза», считает Владимир Зыкин. Конечно, европейцев сильно пугает аномальная жара, из-за которой там каждое лето погибают люди. Но вряд ли их спасет от этой напасти отказ от ископаемого топлива. Причины, считает ученый, имеют естественный характер. А для их ясного понимания необходимо точно установить закономерность колебаний климата на длинном отрезке геологической истории.

Впрочем, россиянам опасаться необходимо не меньше, чем европейцам. Значительные территории нашей страны находятся в зоне многолетней мерзлоты, где расположены объекты производственной и инженерной инфраструктуры. Если политики и дальше будут игнорировать климатические тенденции, мы однажды столкнемся с очень тяжелой проблемой. Недавняя экологическая катастрофа в Норильске, вызвавшая мировой резонанс, - самый серьезный звоночек на этот счет.

Олег Носков