Генетический паспорт для коровы

Несколько лет назад приказом Министерства сельского хозяйства РФ Институту цитологии и генетики (ИЦиГ) СО РАН был присвоен статус лаборатории молекулярно-генетической экспертизы сельскохозяйственных животных. О том, как эта работа помогает аграриям, а также, как ее результаты могут использоваться в научно-исследовательской деятельности – в нашем очередном материале, посвященном 10-летию образования ФИЦ ИЦиГ СО РАН.

Хозяйства, занимающиеся племенным животноводством крупного рогатого скота, стараются тщательно контролировать чистоту породы своих животных. Каждое животное в таком стаде имеет свой паспорт, где самым главным является его родословная, отражающая три-четыре поколения предков. Именно происхождение становится определенной гарантией высоких хозяйственных качеств телят, предназначенных для замены выбывающих животных в товарных хозяйствах, производящих молоко или мясо. Поэтому для них наличие генетического паспорта – обязательное условие при продаже.

Во-первых, коровы, так же как и люди, болеют наследственными болезнями, которые вызываются мутациями ДНК. Наличие такой мутации говорит о том, что этот теленок может либо заболеть, либо иметь больное потомство, что в общем нужно учитывать при проведении зоотехнической работы. Поэтому такая информация для хозяйств безусловно важна.

Во-вторых, при массовом разведении (а в крупных хозяйствах ежегодно рождаются тысячи телят) неизбежны путаница в документах, инбридинг (близкородственные скрещивания) и другие факторы, негативно влияющие на качество породы. И здесь на помощь приходит генетика.

«По большому счету, эта процедура напоминает широко известный тест на отцовство у людей. Решать эту задачу умели еще в прошлом веке. Но поначалу это был довольно трудоемкий и малоинформативный анализ групп крови. Современные технологии секвенирования генома значительно увеличили точность таких анализов. Так что теперь данные генетической экспертизы стали привычной частью паспорта животного из племенного стада», — рассказывает ведущий научный сотрудник ИЦиГ СО РАН, к.б.н. Николай Юдин.

Однако, несмотря на развитие технологий, и сегодня в нашей стране подобную работу могут проводить далеко не везде. Для этого требуется набор дорогостоящего оборудования, высококвалифицированные специалисты, большой объем проводимых анализов (что обеспечивает их себестоимость на разумном уровне), а также – соответствующая лицензия от Минсельхоза. В итоге в России имеется лишь несколько десятков лабораторий и подавляющая их часть сосредоточена в европейской части страны.

«В этом процессе важным являются не только число подобных лабораторий, но и вопросы логистики. Как правило, генетические паспорта нужны при продаже племенного скота, и каждый день простоя для хозяина этих телят означает дополнительные расходы на их содержание. Поэтому он заинтересован получить нужный документ как можно скорее, а это возможно, если лаборатория находится в «шаговой доступности». Но сами понимаете, в условиях сибирских расстояний и при наличии единичных лабораторий, получается совсем другая логистика. Лаборатория ИЦиГ СО РАН позволяет обрабатывать достаточно быстро поступающий материал из соседних областей. - пояснил Николай Юдин.

Сегодня встает вопрос о восстановлении черно-пестрой породы, созданной еще в СССР Лицензия выдается сроком на пять лет. ИЦиГ СО РАН впервые получил ее в 2017 году и с тех пор ежегодно проводится  несколько тысяч экспертиз по заявкам племенных хозяйств Западной Сибири. А вставшая в полный рост задача развития животноводства на базе отечественных пород только увеличивает число анализов. Однако это не станет проблемой – имеющиеся в распоряжении института ресурсы позволят обработать их полностью и в сжатые сроки.

Эта работа имеет не только хозяйственное, но и научное значение. Многие годы в России доминировали животные иностранных пород (герефордская, голштинская и другие). Но сегодня приоритеты меняются, растет интерес к животным отечественной селекции, встает вопрос о восстановлении этих пород, и прежде всего, черно-пестрой породы, созданной еще в СССР. Она относится к молочному направлению и, в принципе, распространена относительно широко. В нашем регионе ее разведением занимается целый ряд хозяйств, однако, для повышения эффективности их работы важно правильно оценить генетический потенциал племенного ядра в их стадах.

«Мы проанализировали ситуацию в шести племенных хозяйствах Новосибирской области, где занимаются разведением этой породы. Нам было важно дать объективную оценку, где эта порода сохранилась в наиболее чистом виде и с наиболее уникальной генетикой. Также наше исследование показало объективный уровень инбридинга в этих стадах. Это тоже очень важно, поскольку чем он выше, тем ниже качество телят. В итоге, мы смогли показать, какие племенные стада являются потенциально более ценными с точки зрения восстановления этой породы», — подчеркнул Николай Юдин. Результаты исследования опубликованы и теперь их можно использовать для формирования оптимальной стратегии работы региональных племенных хозяйств.