Экономика биоразнообразия

Биологи говорят о начале эпохи «шестого вымирания», причиной которого, в отличие от предыдущих, стала деятельность человека. Доклад Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экологическим системам (IPBES) содержит пугающие цифры: согласно средним оценкам по всем группам растений и животных вымирание сейчас угрожает 25 % видов. Под угрозой находятся более 40 % амфибий, треть обитателей рифовых кораллов и более трети морских млекопитающих. Судя по опыту предыдущих вымираний этот процесс ударит по биосфере гораздо сильнее, чем глобальное потепление, которому сегодня уделяется столько внимания.

Впрочем, надо признать, что есть и попытки как-то затормозить этот процесс (а в идеале – обратить его вспять). Один из таких проектов уже несколько лет работает на территории Колумбии. И в чем-то опыт этой небогатой южноамериканской страны может оказаться полезным и для нас.

Колумбия – страна с одним из самых высоких в мире уровнем биоразнообразия. На ее территории сосредоточено более 300 разных экологических зон: от дождевых лесов и гор до мангровых зарослей и коралловых рифов. Ученые уже зафиксировали здесь почти 63 тысячи видов живых существ, то есть 10% от общего видового богатства планеты.

И речь идет только об исследованиях последних лет, на протяжении полувека, с 1961 по 2016 год полноценные биологические исследования в Колумбии были невозможны из-за перманентной гражданской войны.

Ученые уже зафиксировали здесь почти 63 тысячи видов живых существ, то есть 10% от общего видового богатства планеты Но соглашение о прекращении огня открыло «окно возможностей» не только для ученых, экономика страны возрождается и вместе с позитивными изменениями для людей этот процесс несет новые риски для окружающей среды. Строительство дорог, запуск производств меняет ландшафт страны, площади упомянутых экологических зон начинают сокращаться, и вместе с ними сокращается популяция их обитателей. Как отметил биолог Орландо Асеведо-Чарри, один из кураторов исследований Института им. Гумбольдта в этой стране: «Если оценку биоразнообразия Колумбии не проводить постоянно и достаточно быстро, мы лишимся его еще до того, как поймем, что именно нам надо охранять».

И здесь начинается тот самый интересный и полезный опыт, о котором я говорил выше - стратегия, выбранная защитниками природы. Вместо традиционного лозунга «Не трогайте природу!», который, признаем честно, игнорируется везде, где речь заходит о сколь-нибудь значимой прибыли, биологи ищут способы сделать видовое богатство экономическим активом, основой для развития страны.

Начиная с того же 2016 года, коллектив из сотни с лишним исследователей работает над концепцией «экономики биоразнообразия», а роль главного организатора этой работы взял на себя Институт им. Гумбольдта – одного из старейших берлинских университетов.

Одна из главных задач – сохранить леса. В годы гражданской войны им мало что угрожало – партизаны, сделавшие леса своей базой, жестко препятствовали любым попыткам ведения на их территории хозяйственной деятельности (за исключением плантаций наркокартелей, в которые очень быстро значительная часть этих партизан и эволюционировала).

С началом мирного времени ситуация поменялась – началась их опустошительная вырубка, что уже породило опасения повторения сценария Сан-Мартина (региона в соседнем Перу, который быстро развивался после военного конфликта, но сегодня из-за полного уничтожения лесов сильно страдает от частых серьезных пожаров, оползней и наводнений).

Власти Колумбии пришли к мнению, что опыт других стран, Коста-Рики и Скандинавии, по сохранению лесов им не пригодится. Скандинавские страны обладают намного более мощной экономической базой, а Коста-Рика сама по себе в разы меньше и не пострадала от многолетней гражданской войны. Поэтому было решено разработать собственный план, силами Национального управления планирования и ученых-биологов.

Он включает в себя проект развитие экотуризма, а также разнообразные шаги по развитию биоэкономики, от привлечения сельского населения к получению прибыли от биоразведки (поиска лекарственных, съедобных и других коммерчески выгодных растений и животных) до использования технологий, способствующих развитию аквакультуры, и повторной переработки отходов.

Кроме того, правительство анонсировало реорганизацию энергетической системы с широким использованием возобновляемых источников энергии.

Но главное внимание сосредоточено на сельском хозяйстве – отрасли, где продолжается экономический рост, увеличивающий нагрузку на природу. При этом, часто нагрузку излишнюю и деструктивную. Владельцы ранчо под корень вырубают гектары редких лесных пород для организации выпаса стада в несколько голов. Системами очистки отходов оборудованы лишь отдельные животноводческие фермы, зато уровень использования пестицидов в Колумбии – один из самых высоких в мире. И если сложившийся подход не изменить, никакие предприятия по сбору лекарственных трав и комплексы из солнечных батарей не спасут биосферу страны от варварского уничтожения.

Решением проблемы, по мнению ученых мог бы стать переход к агролесоводству. Мы уже рассказывали об этом подходе, когда выращивание зерновых и выпас скота осуществляются на тех же площадях, что заняты лесом. Помимо собственно сохранения лесов, это обеспечивает ряд других преимуществ: например, лучшее водоснабжение и смягчение последствий наводнений и засухи. И первые такие хозяйства в Колумбии уже работают. Моника и Увальдино Вилламисар занимаются выращиванием какао на экспорт, при этом на их плантациях произрастает еще два десятка видов деревьев. Вилламисары сохранили на своих землях богатую дикую растительность и места гнездования птиц. Фермеры говорят, что разнообразие жизненного пространства позволяет получать более высокие урожаи из-за более подходящего для растений соотношения освещенности и затененности.

А после того, как пару лет назад ряд международных организаций стали выделять субсидии фермерам, которые будут организовывать свои хозяйства по схожему принципу, счет подобных плантаций пошел уже на тысячи. При этом, участники программы отмечают рост не только собранных урожаев, но и их доходности: экологически чистые продукты пользуются спросом в больших городах, где их готовы закупать у производителей по более высоким ценам.

Но, как это часто бывает, все эти замечательные проекты находятся в «зоне риска». Потому что для правительства страны сохранение биоразнообразия все еще остается в нижней части списка приоритетов. Необходимость решать социальные проблемы, да и просто добывать ресурсы, в том числе и на удержание власти, толкает власть на увеличение добычи древесины. Никуда не делись нелегальные наркоплантации, золотые прииски и другие предприятия «теневой экономики», которые также мало заботятся о состоянии окружающей их среды. А проживающие в глубинке этнические меньшинства, в силу бедности и отсталости, вместо современных технологии переработки и возобновляемых источников энергии, оперируют методами эпохи подсечного земледелия. И все эти акторы очень негативно относятся к попыткам вмешательства в свою деятельность со стороны природоохранных организаций. Ежегодно в Колумбии убивают десятки защитников окружающей среды и смотрителей национальных парков, препятствующих захвату земель.

Впрочем, в последние пару лет ситуация начинает несколько меняться. Новое правительство внесло сокращение площадей лесов в перечень угроз национальной безопасности страны. Экотуризм стал набирать обороты, особенно после двух подряд (в 2017 и 2018 годах) побед Колумбии в мировом чемпионате по «бёрдвотчингу» (наблюдению за птицами). Победы, кстати, вполне заслуженные - в Колумбии встречается около 20% всех обитающих на планете видов птиц. И теперь ежегодно растет число туристов со всего мира, которые едут сюда именно за этими наблюдениями. А значит, увеличивается доля населения, чье материальное благополучие прямо завязано на сохранение биоразнообразия.

Вообще этот подход – подкрепление изменений в сознании прямой выгодой от биоразнобразия – может оказаться тем самым «золотым компромиссом» в общей для всех нас дискуссии, где в охране природы проходит граница между здравым смыслом и «зоошизой». Так что колумбийские проекты «экономики биразнообразия» - могут стать полигоном для всего человечества.

Сергей Исаев