В Доме ученых Академгородка открылась выставка фоторабот и стихов в рамках проекта «Эклоги» директора Института филологии СО РАН, член-корреспондента РАН Игоря Силантьева.
Название проекту отсылает к древнему формату эллинской буколической поэзии. В далеком III веке до нашей эры поэт Феокрит в своих эклогах воспевал жизнь пастухов Эллады. Спустя столетия свои эклоги стал писать ученый из Академгородка.
Но в представленной экспозиции стихи стали лишь одним из элементов, некой связующей конструкцией, а основу ее составили работы Игоря Витальевича в другом жанре – фотографическом. В результате, как отметил на открытии выставки филолог Владимир Алексеев, занимающийся изучением взаимодействия литературы и изобразительного искусства, выставка получилась совершенно особенная. «Она не ради красоты сибирской природы, или мастерства стихов, но вместе они создают новый продукт художественной деятельности, взаимодействия мыслей автора и зрителя», - добавил он.
Высоко оценил выставку и председатель новосибирского регионального отделения Союза фотохудожников России Евгений Иванов: «Появление Игоря в среде фотографов – большая удача. Он хорошо понимает, чем занимается. Силантьев – лирик, у него удивительные, тонкие работы, близкие к японской графике и медитативной практике самонастроя. А ещё мне очень нравятся его стихи и проза».
Сами снимки, представленные в проекте, при всем разнообразии, тоже имеют ряд важных объединяющих черт. Прежде всего, все они посвящены природе, и лишь на одном из них есть какие-то следы человека (и то косвенные – рулоны сена на поле).
«Нередко слышу: фотографируй людей, природа никому не интересна, все эти веточки и кустики скучны. Безусловно, мир людей предельно динамичен и наполнен смыслами (и бессмыслицей) тоже, и куда же без него в фотографии. Однако мир природы имеет свою притягательную силу. Наблюдатель, фотограф, всматриваясь в природные явления, отвечает их естественной гармонии... Человек, переживающий природу, тем самым переживает самого себя», - объясняет такой выбор объектов съемки сам Игорь Силантьев.
Еще одна особенность – четкое разделение работ по цветовой гамме на две примерно равных части – в одном зале все фото черно-белые, во втором – цветные. Причем, последовательность их тоже не случайна. Как сказал автор, после просмотра черно-белой части, у зрителя возникает потребность в некой цветовой «перезагрузке», и он ее получает во второй части экспозиции.
Третье разделение – сочетание пейзажей и макросъемки, позволяет то фокусироваться на отдельных деталях, которые в обычной жизни ускользают от взора в силу своей малоразмерности, то наоборот наслаждаться общими планами лесов и полей. А потом взгляд встречается с очередным эклогом, разместившимся между парой фотоснимков и посетитель совершенно иначе читает стихи, чем с книжной страницы. Но при этом фотографии ни в коей мере не являются иллюстрациями к тексту, а тексты – толкованием фото. Это самостоятельные равнозначные части, которые объединяет не сюжет, а настроение и смыслы.
И в итоге, в какой-то момент, полностью погружаешься в атмосферу вернисажа и понимаешь, что он по праву заслужил название цельного проекта, где текстовая и визуальная составляющие сплетены в нечто единое. И при этом каждый может воспринимать его по-своему, пропуская через собственное видение мира. Наверное, этим выставка работ Игоря Силантьева интереснее всего.
Сергей Исаев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии