«Дом природы» с окнами в будущее

«Нас здесь не понимали потому, что наши идеи были обращены к Шестому технологическому укладу», - эту фразу я неоднократно слышал от руководителя проекта «Экодом», сотрудника Института теплофизики СО РАН Игоря Огородникова. Как мы знаем, сегодня ученый работает над проектом по спасению Байкала от органических стоков. Знания, накопленные за предшествующие десятилетия, оказались востребованными в столь важном деле. Конечно, лучше поздно, чем некогда. Хотя не может не вызывать сожаления тот факт, что идея жилья будущего, над которой так долго трудились наши новосибирские ученые, стала воплощаться на далеком острове Ольхон, а не в родном Академгородке.

Больше всего меня изумляет и даже немного огорчает тот факт, что даже в наши дни упомянутая идея воспринимается нашими соотечественниками как какая-то «заумная» причуда, не имеющая-де никакого отношения к современности, а уж тем более к будущему. Подумать только: нам предлагают прямо на месте перерабатывать органику и выращивать овощи! Какой же это шаг в будущее? Шаг в будущее, считаем мы, - это гигантские небоскребы, многоуровневые эстакады, полеты в космос, освоение Марса, наконец. И многим из нас, к сожалению, невдомек, что подобные захватывающие футуристические образы есть не что иное, как… пережиток прошлого.  Да, именно так воображалась нынешняя эпоха нашими предшественниками, жившими в середине прошлого века - весь этот гигантизм, космос, торжество стекла, металла и пластика идут оттуда. Мы продолжаем жить этими представлениями, проецируя их на будущее, не замечая того, что с определенных пор сформировался совершенно другой мейнстрим, и в наши дни он набирает силу.

Уже в 1980-е годы некоторым нашим ученым становилось понятно, что человечеству «так дальше жить нельзя», поскольку развитие современной цивилизации вступало в острое противоречие с природой. Возникал цивилизационный тупик. Дальнейшее развитие необходимо было выстраивать на других принципах – на принципах взаимодействия с природой. В ту пору представители точных наук видели в этом всего-лишь «философию», якобы не имеющую никаких технологических приложений.

Возможно, многие в нашей стране до сих пор считают именно так. Тем не менее, уже в 1980-е годы как раз в ИТ СО РАН появилась группа энтузиастов, которые впоследствии инициировали проект «Экодом». Показательно, что тогда их инициативу поддержал Председатель СО РАН Валентин Коптюг. Заслуженный ученый был в курсе мировых тенденций, и потому разделял научные поиски в данном направлении.

Для нас очень важно, что сибирские ученые встраивались в мировой тренд на стадии его зарождения. Начиная с 1980-х, они уже вели творческую переписку со своими зарубежными коллегами, также проторявшими путь в указанном направлении. По словам Игоря Огородникова, среди их зарубежных единомышленников был один энтузиаст из Швеции, который в то время пытался воплотить свои идеи на практике. Идея заключалась в создании энергоэффективного жилища, позволявшего не только экономить энергоресурсы, но и обеспечивать своих хозяев продуктами питания. По этим вопросам, кстати, шведский энтузиаст обращался к нашим ученым. В частности, его интересовала возможность производства продуктов питания. «Он даже собирался к нам приехать и погостить у меня. К сожалению, нам не удалось тогда оформить приглашение», - вспоминает Игорь Огородников.

К чему привели подобные начинания? Сегодня на зарубежных сайтах, посвященных вопросам экологии, можно встретить термин «NaturHause» или «Green home» - то есть «дом природы», «зеленое жилье». Как я уже сказал, на Западе это уже – мейнстрим, особенно заметный в свете проводимой там политики по декарбонизации экономики. Как нетрудно догадаться,  в «зеленом жилье» активно используются возобновляемые источники энергии, что дает возможность экономить на ископаемом топливе. Главную роль играет, конечно же, солнце. По сути, такое жилье совмещено с солнечной теплицей или же вообще вписано в застекленный объем теплицы. Решение само по себе кажется простым, но от этого оно не перестает быть инновационным. И данной инновации, надо сказать, не так-то просто было пробить себе дорогу – ввиду того, что она ломала устоявшиеся стереотипы.

Первый такой дом был построен шведским архитектором Бенгтом Уорном еще в середине 1970-х годов недалеко от Стокгольма. Использование остекленных пространств (как в теплице) для накопления солнечного тепла было в ту пору нестандартным решением. Разумеется, в самих теплицах не было ничего необычного. Они присутствовали  на участках любого зажиточного домовладельца. Примыкающая к дому оранжерея или зимний сад считались показателем барской роскоши. Содержать такое хозяйство мог не каждый, и в этом плане подобные тепличные постройки не отражали никакой новой философии. Что касается «зеленого жилья», то оно воплощает принципиально иной подход к жизни, когда вы не просто добиваетесь экономии энергоресурсов, но организуете свой жизненный цикл так, чтобы минимизировать вредное воздействие на природу. В идеале же - не только минимизировать, но и оказывать благотворное воздействие на нее. Например, вы собираете и перерабатываете буквально все органические отходы, которые в дальнейшем позволяют вам получать приличные урожаи на приусадебном участке или в тепличном пространстве. Вы собираете и очищаете все сточные воды, которые также используются для выращивания растений. В свою очередь, окружающие вас растения дают вам помимо еды еще и чистый воздух. Дополнительно они улучшают микроклимат, рассеивая в летнюю жару солнечный свет и создавая прохладу.

Как объясняют создатели таких домов, главная идея заключается здесь в том, чтобы возвращать в природу то, что вы у нее изъяли. Таким образом, «зеленое жилье» определяет жизненный уклад будущего, без чего дальнейшее развитие цивилизации, как мы сказали, просто немыслимо. Пока что количество подобных сооружений можно сосчитать по пальцам. В основном, ими занимаются энтузиасты. Но уже появились и коммерческие предложения. Так, три года назад в шведском городе Гетенборге был выставлен на продажу внушительный «зеленый» особняк стоимостью 864 тысячи долларов. Дом совмещен с огромной солнечной теплицей, в которой можно круглый год выращивать фрукты и овощи. Чтобы использовать солнечную энергию по максимуму, здесь установлено различное  энергосберегающее оборудование (в частности, солнечные панели и солнечные коллекторы), позволяющее обходиться без традиционных энергоносителей, либо свести их потребление к минимуму. Для комфортного проживания  в доме имеются три спальни и ванные комнаты на каждом этаже. «Изюминкой» этого проекта является просторный чердак с прозрачной крышей, откуда можно любоваться восхитительными окрестными пейзажами.

Понятно, что этот дом предназначен для состоятельных клиентов и демонстрирует изрядную долю роскоши. Учитывая, что подобными строениями занимаются люди весьма состоятельные, то они в той или иной мере воплощают собственные представления о комфортной жизни. Но это отнюдь не означает, что на подобных принципах нельзя создавать жилье для обычных людей. За рубежом (особенно в США) ведутся поиски и в этом направлении (о чем мы еще постараемся сообщить). Но самое важное для нашей темы то, что именно наши ученые, работающие сейчас на Ольхоне в рамках упомянутого экологического проекта, как раз разрабатывают такой «народный» вариант «зеленого жилья».

По словам Игоря Огородникова, проекты усадеб, которые будут предложены жителям Ольхона, построены на том же принципе: возвращать в природу то,  что у нее забрали. Все органические отходы перерабатываются и возвращаются на грядки. Использованная вода очищается и используется повторно. Как мы уже сообщали, в проект дома обязательно включается круглогодичный вегетарий. В данном случае он является не предметом роскоши, а важным элементом искусственно созданной замкнутой системы. Вегетарий позволяет с выгодой  «пристроить» переработанную органику. В целях энергосбережения такие дома будут оснащаться воздушными солнечными коллекторами и тепловыми аккумуляторами. По замыслу разработчиков, в летнее время разогретый воздух должен пропускаться через основание дома, оставляя там тепло. «Для аккумуляции тепла мы будем использовать обычный грунт – так выйдет дешевле», - разъяснил Игорь Огородников. По его убеждению, чтобы технология получила широкое распространение в нашем обществе, она должна быть доступной среднестатистическому россиянину. Найти такое оптимальное решение – одна из научных задач. Повышать качество жизни исключительно за счет слишком дорогих технических приспособлений – совсем не тот путь, по которому должно идти развитие. В противном случае «зеленое жилье» станет роскошной игрушкой для «избранных», в то время как жизнь большинства людей не изменится совершенно.

Думаю, в свете сказанного трудно переценить значение той работы, которую сейчас осуществляют наши ученые на Ольхоне. 

Олег Носков